Альбом: Montague Dawson
Монтегю Доусон (1895-1973) - британский художник-маринист.
Сын морского инженера и заядлого яхтсмена, внук известного художника-мариниста Генри Доусона (1811-1878 гг.), будущий легендарный художник-маринист Монтегю Доусон родился в Лондоне в 1895 году. Большая часть его детства прошла на побережье Саутгемптона. Картины деда на стенах, яхтенные увлечения отца, "морская" атмосфера дома, наполняемые ветром паруса на взморье, гудки и свист пароходов,- всё это не могло не способствовать его интересу к морю и к кораблям. Это была эпоха, когда пар практически закончил вытеснение парусов с океанских просторов, и любое появление клипера или винджаммера перед глазами юного Монтегю вызывало в нём чувство грусти по уходящей эпохе, но вместе с тем будило в нём романтика, а гены деда- художника приучали к наблюдательности, что впоследствии нашему герою очень пригодилось.
В 1910 году юный Доусон работает в студии прикладного искусства в знаменитом Бэдфордском Ряду в Лондоне, но с началом Первой Мировой войны уходит на Королевский Флот в качестве военного художника. Работы Доусона, относящиеся именно к этому периоду - они интересны, но ещё пока слабы, и хотя они, бывает, и "всплывают" на нынешних известных аукционах Запада, зачастую остаются невостребованными современными ценителями морской живописи. Ппричины этому две: во-первых далеко не всем хочется видеть на стене своего дома или офиса картину с боевым кораблём, а во-вторых последующие "парусные" работы Доусона- и более качественны по исполнению, и более многочисленны.
Монтегю Доусон присутствовал при заключительном акте Первой Мировой войны - сдаче кораблей германского Флота Открытого Моря в 1918 году. Впоследствии он написал ряд работ на эту тему.
В 1924 году Доусон отправляется в качестве официального художника в экспедицию в Южные моря на парусно-паровой яхте "Святой Георгий". Во время экспедиции он делал рисунки и зарисовки для географического журнала. По ним он потом создаст великолепные полотна. Работы Доусона публиковались в известной газете "Сфера", и это сотрудничество было долгим и весьма плодотворным.
После Первой Мировой войны Монтегю Доусон уже вполне состоялся, как профессиональный художник-маринист со своим стилем, почерком и пристрастиями. Он вполне "нашёл себя" в изображении известных парусников и чайных клиперов в открытом море. Глядя на живопись Доусона старые морские волки- парусники могли безошибочно определить на какой широте, какого океана, в какое время года изображено то или иное судно, - вот с какой скурпулёзной точностью художник изображал цвет неба и воды, присущие данному конкретному месту.
Доусон умел изображать парусники, как никто другой. Он один, казалось, достиг способности написать судно под прессом надутых ветром парусов и с потрясающей точностью и непринужденностью поместить его в воду. Конечно, и в последние годы его жизни, и особенно после его смерти у него появлялись и появляются подражатели, которые стараются писать свои картины "под Доусона". Кому то это удаётся лучше, кому то- хуже, но всё это, конечно же, не Доусон...
Своей неподражаемой манеры письма художник достиг не внезапно. В течении десяти лет после Первой Мировой Доусон скрупулёзно оттачивал свою технику. Он поставил своей целью писать море так, как до него не удавалось ни одному художнику: четко и правдиво. Он хотел показать все оттенки света на воде в данное время суток и на данной географической широте, и в то же время показать небо и свет - через воду. Благодаря своим неустанным поискам Доусон достиг желаемого. Появились заказы, как от серьёзных коллекционеров живописи, так и от энтузиастов парусного мореплавания. Однако приближались новые испытания.
Во время Второй Мировой войны в творчестве Доусона произошло событие, которое подняло планку его живописи на более высокий уровень. Он снова убыл на флот, как военный художник- корреспондент, уполномоченный газетой "Сфера". Поскольку обстоятельства военного времени позволяли газетам и журналам использовать лишь второсортную бумагу, на которой печатать рисунки в красках было невозможно, Доусону пришлось перейти на черно-белые тона. Благодаря этому он открыл для себя легкость полутонов и контрастов. Когда же этот его опыт был перенесен в цвет, картины М.Доусона приобрели необыкновенный реализм, не замеченный прежде в работах других художников-маринистов. Находясь на кораблях Королевского Флота, участвуя в походах и боях, внимательно слушая и запоминая рассказы участников и очевидцев тех или иных событий на море, Доусон создал замечательную галерею эпизодов, событий, сцен, посвященных Второй Мировой войне на море. Но тем не менее, паруса так и остались его главной темой.
После войны репутацию Монтегю Доусона как художника подняли на ещё более высокую планку заказы от известных государственных деятелей того времени. В числе его заказчиков были президенты США Эйзенхауэр и Джонсон, британская Королевская Семья.
Работы Доусона находятся в музеях, корпоративных и частных коллекциях по обе стороны Атлантики. В т.ч. в Национальном морской музее (Гринвич) и Королевском военно-морской музее (Портсмут).
Сегодня его картины продолжают устанавливать рекорды на аукционах и спрос на них постоянен.
За свою долгую и весьма насыщенную творческую биографию М. Доусон создал ряд интересных работ, отображающих целый пласт морской истории Англии.
Обладатель многочисленных наград и званий, почётный член самых престижных художественных сообществ Великобритании, Монтегю Доусон честно заслужил своё звание "Самого знаменитого морского живописца двадцатого столетия".
Умер художник в 1973 году.
По материалам Цусимского форума.
Количество картин: 88
Последняя картина добавлена 26.06.2011
|