Пятница, 19 Апреля 2024, 05:49
Навигация
-> Главная
-> Статьи
-> Форум
-> Категории новостей
-> Файловый архив
-> Архив модов
-> Галерея
-> Видео архив
-> Фильмотека
-> Худ. галерея
-> Библиотека
-> Поиск
-> Каталог ссылок
-> Обратная связь
-> Памяти Беатрисс
 
Сейчас на сайте
-> Гостей: 8

-> Пользователей: 0

-> Всего пользователей: 8
-> Новый пользователь: Скайуокер
 
База игр
-> Корсары:
История Пирата


-> Skull & Bones
-> Assassin's Creed 4: Black Flag
-> Корсары
-> Пираты Карибского моря
-> Флибустьеры
-> Возвращение Морской Легенды
-> Пираты Российской Империи
-> Пираты Карибского моря: Новые Горизонты
-> Корсары III
-> Корсары 3: Сундук мертвеца
-> Корсары 3: Ветер Свободы
-> Корсары: Возвращение Легенды
-> Корсары: Город Потерянных Кораблей
-> Корсары 4
-> Приключения Капитана Блада
-> Корсары: Каждому своё!
-> Корсары: Проклятые Судьбой
-> Корсары 3: Тайны Дальних Морей
-> Корсары: Тайны Дальних Морей 2
-> Sid Мeier's Рirаtes
-> Головорезы: Корсары XIX века
-> Ост-Индская компания
-> Хозяева морей. Завоевание Америки
-> Pirates of the Caribbean: Armada of the Damned
-> Пираты Карибского моря. На краю света
-> Черный Корсар
-> Рыцари Морей
-> Тортуга
-> Тортуга 2: Проклятый Клад
-> Порт Рояль 2
-> Port Royale 4
-> Тропико 2: Пиратский остров
-> Век Парусников II
-> Пиратия
-> Pirates of the Caribbean Online
-> Пираты Онлайн
-> Корсары-Online
-> Морские разбойники
-> Pirates of Black Cove
-> Vendetta - Curse of Raven's Cry
-> Два мира II: Пираты Летучей крепости
-> Risen 2: Тёмные воды
-> Blood & Gold: Caribbean!
-> World of Warships
-> Затерянный Остров
-> Blackwake
-> The Pirate: Caribbean Hunt
-> New Dawn
-> Out of Reach: Treasure Royale
-> Tempest
-> Память моря. Легенды
-> Corsairs Legacy (Наследие Корсаров)

-> Все игры
 
Исторический раздел
-> Знаменитые пираты
-> Исторические материалы
-> История пиратства
-> Тактика морских разбойников
 
О нас
-> Команда сайта
-> Наши банеры
-> Обсуждение сайта
 
Случайный скриншот
Port Royale 3: Пираты и торговцы
Port Royale 3: Пираты и торговцы
Другие игры
 
Реклама
 
Корсары Черного моря
 
В. К. Губарев,
канд. ист. наук

Корсары Черного моря: период Средневековья

   Когда речь заходит о пиратах и корсарах, наше воображение обычно рисует колоритные образы Билли Бонса, Долговязого Джона Сильвера или капитана Блада, размахивающих пистолетами и абордажными саблями где-то там, в «флибустьерском дальнем синем море». Знакомство с многочисленными публикациями по истории пиратства также способствует формированию у читателей стереотипного представления о том, что морской разбой – это явление, характерное для каких угодно регионов планеты, только не для нашего. На самом деле в черноморском регионе с древнейших времен существовал не менее мощный очаг пиратства и каперства, чем, к примеру, в Средиземном море, Вест-Индии, на Балтике или в водах Малайского архипелага.
   Из сочинений античных авторов известно о пиратских «подвигах» древних греков, проникших в бассейн Черного моря в VII в. до н.э., и конкурировавших с ними фракийцев, тавров, скифов, ахейцев, зигов (черкесов) и гениохов (абхазов). В III в. н.э. весь азово-черноморский регион находился во власти пиратствовавших готских племен - боранов, герулов, остготов, - флотилии которых нарушили традиционные торговые связи и совершенно подорвали экономическую базу Боспорского царства.
   В средние века на Черном море активно разбойничали славяне, варяги, византийцы, генуэзцы, венецианцы, пизанцы, турки и даже бургундцы. Именно в эту эпоху наряду с классическим пиратством широкое распространение получило корсарство, или каперство – разновидность торговой войны на море, осуществлявшейся частными лицами с разрешения официальных властей (такое разрешение обычно оформлялось в виде корсарского свидетельства, или каперской грамоты).
   Греческий хронист Иоанн Лазаропул в «Синопсисе чудес св. Евгения» поведал историю о том, как в 1223 г. турецкий корсар из Синопа Этум-Раис (Хатум-Раис) захватил и ограбил шедшее из Херсонеса в Трапезунд судно, перевозившее в метрополию богатый груз – государственный налог с заморских провинций Великих Комнинов (по данным Мухаммада ал-Хамави, этот захват произошел в 1225 г.). Среди пленных греков оказался высокопоставленный чиновник Алексей Пактиар. Указанная пиратская акция привела к крупномасштабной греко-сельджукской войне. Корсары из Трапезунда выступили против синопского наместника сельджуков, высадились в Карусе и, атаковав оттуда Синоп, сумели вернуть захваченный корабль, пленников и все деньги. Из сообщения Лазаропула явствует, что Этум-Раис совершил также набег на Херсонес, опустошив окрестности города.
О борьбе византийцев с генуэзскими корсарами, разбойничавшими на Черном море в том же XIII в., сообщает византийский историк Никифор Григора:
«Некоторые из племени генуэзцев построили две триеры, чтобы заниматься морским разбоем, и, тайно прошедши византийский пролив [Босфор], вышли в Эвксинский Понт [Черное море], не отдав царю чести по принятому обычаю. Царь нашел нужным не оставить этот поступок без наказания.
   Взяв значительное число триер и один большой корабль, он становится у замка Иера в ожидании появления пиратов, чтобы эти дерзкие и негодные люди не ускользнули невредимо... В скором времени сверху понесся сильный борей, и на море показался пиратский корабль со множеством вооруженных людей, словно город, скользящий по волнам...
   Когда же неприятельский корабль приблизился, то и царский распустил свои паруса и начал тревожить его то с боков, то с кормы, преследуя упорно... Таким образом, большую часть дня та и другая сторона крепко боролись, подвигаясь от устья пролива. Сначала перевес, казалось, был на стороне латинян (генуэзцев, - В.Г.), но потом ветер встретил себе препятствие в парусах царского корабля, который непрерывно и ровно плыл вперед... Вот уже один ромей (византиец, - В.Г.) прыгнул внутрь неприятельского корабля, за ним другой, за другим третий и т.д., пока не овладели кораблем окончательно, после чего вывели оттуда тех из неприятелей, которые были еще живы, — одних раненными, а других связанными. Это был второй урок заботливости царя о подданных и решительности. Он привел латинян в величайший страх и заставил на долгое время отложить дерзость, бросить неуместную спесь и вести себя скромнее»
.
   Во время генуэзско-венецианской войны 1294-1299 гг. корсары из Венеции попытались перерезать генуэзские торговые коммуникации на Черном и Азовском морях. В 1296 г. венецианская эскадра под командованием Дж. Соранцо напала на главную базу генуэзцев в Крыму - город Кафу (совр. Феодосия). Венецианцы сожгли стоявший в гавани генуэзский флот и разрушили многие здания в самом городе. Но их попытка удержать Кафу в своих руках не удалась из-за противодействия крымского хана. После ухода венецианцев город снова стал столицей генуэзских колониальных владений в бассейне Черного моря.
   В первой четверти XIV в. настоящую пиратскую войну против итальянских торговых судов вел эмир Синопа Гази Челеби. Дважды, в 1313 и 1314 гг., он нападал на Кафу и грабил генуэзские корабли. В 1323 или 1324 г. он предательски захватил несколько генуэзских галер и вырезал их экипажи - около 1500 человек.
   К 1340 г. синопская корсарская эскадра насчитывала уже 12 галер и судов иных типов. В это время из Генуи в Кафу прибыли 7 больших торговых галер под командованием старого морского волка Симоне ди Кварто. По инициативе кафских купцов, страдавших от пиратских действий турок, эти галеры были вооружены, а их экипажи усилены местными ополченцами. Кроме того, для проведения антипиратской экспедиции негоцианты Кафы выделили еще 13 генуэзских и венецианских судов. Снявшись с якорей, флотилия Симоне ди Кварто вышла в открытое море. В хронике того времени записано: «Встретив самого Ялаба, начальника Синопского, и не слушая его льстивых обещаний, он истребил весь флот его, а десять судов привел в Кафу, где честно раздал принадлежащее венецианцам и своим, чем приобрел великие похвалы себе и Кафе». Морское соперничество между итальянцами и турками не ослабевало и в последующие годы. Так, в 1346 г. генуэзский флот совершил неожиданный набег на Синоп и опустошил прибрежные районы эмирата.
   6 августа 1350 г. войну Генуе объявил венецианский Сенат. Она началась с отправки флота из 35 галер под командованием Марко Рудзини в Эгейское, Мраморное и Черное моря. Блокировав подходы к Босфору, венецианские корабли захватывали генуэзские триеры, шедшие из Азовского моря, Кафы и Херсонеса. В начале 1352 г. венецианские корсары атаковали и сожгли генуэзские суда, стоявшие на рейде Трапезунда.
   13 февраля того же года в водах Босфора разыгралось кровопролитное морское сражение между генуэзской и византийско-венецианской эскадрами. Победа досталась генуэзцам. «Эти генуэзцы... хотели господствовать над всем морем, - писал Никифор Григора. – И прежде всего они захватили Эвксинский Понт по причине идущей оттуда наживы, но не только византийцам повелели они... отказаться от плавания к Меотиде [Азовскому морю] и Танаису [Дону], а также к Херсону и к прибрежным областям скифов по ту сторону Истра [Днестра]... но и сдерживали там торговлю венецианцев, заботясь о том, чтобы, закрыв пролив Понта [Босфор] многочисленными триерами, установить в святилище Сараписа тираническую и насильственную пошлину, если бы кто-нибудь захотел войти в Эвксинский Понт или выйти из него».
   В 1361 г. восстановленный корсарский флот Синопа совершил новое нападение на Кафу, причинив генуэзским купцам значительный материальный ущерб. Чтобы отомстить туркам, генуэзцы снарядили в Кафе и Пере боевые галеры и, настигнув синопскую эскадру, нанесли ей сокрушительное поражение.
   В 1374 г. любопытную пиратскую экспедицию предпринял генуэзец Лючино Тариго, проживавший в Кафе. Собрав отряд авантюристов, он с одной вооруженной фустой прошел Керченским проливом в Азовское море, затем поднялся по Дону до волока, соединявшего Дон с Волгой, и стал спускаться по ней к Каспийскому морю, грабя все встречные торговые суда. Обратно отряд Тариго пробирался преимущественно степью, а не водным путем. Часть богатой добычи у итальянцев кто-то отбил, но кое-что Тариго все же умудрился привезти в Кафу. Описание этой удивительной экспедиции содержится в «Дневнике Антония», хранящейся в Публичной библиотеке Генуи.
   Из генуэзских документов середины XV в. известно, что в 1437 г. в трапезундском порту Ло Вати был ограблен большой торговой корабль с рабами и ценным грузом, принадлежавшим Филиппе ди Мелоде. Патроном корабля был купец из Кафы Мервальдо Спинола. В одной из петиций читаем: «Джероламо ди Негро, посланный трапезундским императором с вооруженными галеей и наветой, неожиданно и по-пиратски напал на наву и захватил ее и самого Мервальдо Спинола со всеми товарами. Товары были разгружены, а Мервальдо Спинола брошен в карцер, корабль же его находился во власти императора или его доверенных лиц. Затем, натолкнувшись на скалу, он разбился и затонул. Узнав об этом насилии, Филиппе ди Мелоде обратился к консулу Каффы и добился от него, чтобы императору были написаны письма с требованием восстановления правосудия. Филиппе отправился в Трапезунд и представил императору эти письма, однако тот их не прочитал...».
   Чтобы возместить убытки от потери корабля и груза, его владельцы подали дожу и Совету старейшин Генуи петицию, в которой просили предоставить им корсарский патент для действий «против императора и его подданных на море и суше».
   Весьма неординарное событие произошло в 1444 г. Через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море проникли корсарские корабли герцога Бургундского. Кораблями командовали Валеран Ваврэн и Джакомо Билья, общее руководство экспедицией осуществлял рыцарь Жоффруа де Туаси. В 1445 г. бургундцы совершили пиратский налет на Вати (совр. Батуми), но были разбиты; Жоффруа де Туаси стал пленником князя Гурии и был отпущен на свободу лишь по настоянию трапезундского императора Иоанна IV. Значительный урон бургундской флотилии нанесли и генуэзцы Кафы. В 1450 г. Ваврэн и Билья требовали от дожа и Совета старейшин Генуи «компенсировать ущерб, нанесенный им в Кафе во время экспедиции их флота в Черное море».
   Когда в 1453 г. турки во главе с султаном Мехмедом II штурмом овладели столицей Византийской империи – Константинополем, господство генуэзцев в Черном море стало сомнительным. 11 июля 1454 г. турецкий флот в составе 56 кораблей прибыл на рейд Кафы. Десант, высаженный с галер на берег, дважды пытался овладеть городом, но, потеряв около двадцати человек, турки вынуждены были ретироваться.    В январе 1455 г. из Генуи в Кафу было отправлено два корабля с солдатами и орудием, однако в проливе Босфор они были перехвачены турками. В апреле Генуя отправила в Черное море еще два корабля с военным снаряжением и солдатами. Турецкая артиллерия, установленная на берегах Босфора, обстреляла эти корабли; один из них был потоплен, другому удалось прорваться в Кафу. В том же году генуэзцы Кафы ограбили синопское судно с грузом меди, а в 1456 г. – турецкий корабль, везший шелк из Трапезунда. Разгоревшаяся война между Кафой и Синопом сопровождалась ожесточенными морскими сражениями 1457-1459 гг. и закончилась в сентябре 1459 г., когда в Синоп был направлен Лауро Спинола для заключения мирного договора.
   Господство генуэзцев в Черном море было окончательно сломлено в 1475 г.; огромный турецкий флот захватил сначала Кафу, а затем и другие генуэзские опорные пункты в Крыму. Черное море превратилось во «внутреннее озеро» Османской империи. Впрочем, как оказалось, на весьма скромный промежуток времени. С конца XV в. морскому могуществу турок в черноморском регионе бросили вызов украинские и российские флибустьеры – казачьи ватаги с Запорожья и Дона. Но их морские операции – тема отдельного разговора.


Использованная литература

1. Причерноморье в средние века / Под ред. С.П.Карпова: Вып. 1. – М., 1991.
2. Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города / В кн.: Причерноморье в средние века. Вып. 1. – М., 1991. – С. 8-172.
3. Причерноморье в средние века / Под ред. С.П.Карпова: Вып. 3. – М.; СПб., 1998.
4. Карпов С. П. Регесты документов фонда Diversorum Filze секретного архива Генуи, относящиеся к истории Причерноморья / В кн.: Причерноморье в средние века. Вып. 3. – М.; СПб., 1998. – С. 9-83.
5. Шукуров Р. М., Коробейников Д. А. Великие Комнины, Синоп и Рум в 1223-1230 гг. (загадка текста Иоанна Лазаропула) / Там же. – С. 178-200.
6. Византийские историки. Римская история Никифора Григоры, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. – СПб., 1862. – Кн. 5.
7. Никифор Григора. Римская история / на сайте http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/grig/intro_2.php
8. Мурзакевич Н. Н. История генуэзских поселений в Крыму. – Одесса, 1837.
9. Грушевський М. Історія України-Руси. Том IV: XIV-XVI віки. – Київ – Львів, 1907.
10. Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – Киев, 1974.
11. Старокадомская М. К. Солхат и Кафа в XIII-XIV вв. / В кн.: Феодальная Таврика… - Киев, 1974. – С. 162-173.
12. Данилова Э.В. Кафа в начале второй половины XV в. (по документам «Codice») / Там же. – С. 189-214.
13. Фионова Н. А. Столкновения Венеции с турецкой опасностью в первой половине XIV века / В кн.: Страны средиземноморья в эпоху феодализма. Сб. статей. Вып. 2. – Горький, 1975. – С. 89-107.
14. Шнюков Е. Ф. Пираты Черного моря. – Киев, 1995.
15. Марков С. Избранные произведения в двух томах. Том 1: Земной круг. Книга о землепроходцах и мореходах. – М., 1990.
16. Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. – М., 2006.
17. Бек К. История Венеции. – М., 2002.

******************
© В.К.Губарев, 2007

Последние сообщения на форуме
 
Тема
Автор
Дата
Просмотров
Ответов
Caribbean Legend - Технические вопросы 19.04.24, 01:05
15549
136
Игра - Две буквы 18.04.24, 19:57
648396
8175
Ассоциации 18.04.24, 19:57
7816909
62836
Caribbean Legend - Стартовая линейка 18.04.24, 09:16
10681
46
Caribbean Legend - Вопросы по игре 18.04.24, 06:01
32672
321
К:КС-Технические вопросы 18.04.24, 04:51
3305462
5817
Корсары ГПК: Реконструкция 1.4.2.5 17.04.24, 17:21
134534
426
ПОМОГИТЕ!!!! ПРОБЛЕМА 16.04.24, 22:31
226
1
Caribbean Legend - Микро-квесты 16.04.24, 10:09
8180
42
Музыка в ваших колонках 16.04.24, 02:07
1143889
6233
Реклама
 
Наши Проекты
Форум
Пустошь Мутантов
История Пирата
Новые Горизонты [RUS]
В Контакте



 
Последние статьи
-> Алистер Маклин «Крей...
-> Pirates of the Burni...
-> Сесил Скотт Форестер...
-> Карл Дёниц «Десять л...
-> Эрих Редер «Гросс-ад...
 
Файловый архив

Новые загрузки

-> Модификация "Ne...
-> Ресурсы городов
-> Мод-пак "Корсар...
-> Мод-пак "Корсар...
-> Корсары: Город ...

ТОП 5 загрузок

-> Мод-пак "Корсар... [181894]
-> Патч к игре Кор... [128846]
-> Корсары: Город ... [106526]
-> Патч к игре Кор... [96977]
-> Адд-он Возвраще... [89113]
 
Коллекция аватар
-> Пираты
-> Джек Воробей и К
-> Парусники
-> Морские пейзажи
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
<< < > >>