Патрик О'Брайан «Командир и штурман»
Прислано Валькирия 23 Августа 2017, 08:55
«Командир и штурман»
Патрик О'Брайан 

Действительно прекрасный образец морской приключенческой литературы. В какой-то степени «Командир и штурман» — это стандартный пиратский роман, поскольку книга вполне отвечает отличительным особенностям этого жанра. Разница лишь в эпохе и географических рамках — перед нами не традиционное для жанра Карибское море XVII – начала XVIII веков, а Средиземное эпохи Наполеоновских войн. И главный герой — офицер британского ВМФ, а не корсар в чистом виде. Однако большую часть книги капитан Обри занимается именно рейдерством, то есть погонями и захватами торговых судов. Подтверждает это и фраза, записанная Мэтьюрином в своём дневнике:

Несмотря на тонкую натуру… Д. О. во многих отношениях больше подошёл бы на роль главаря карибских пиратов лет сто назад.



Джека Обри нельзя назвать по-настоящему положительным персонажем. Да, он добродушен, отважен, честолюбив, умеет быть любезным в обществе (если он трезв), он заботится о своей команде и он хорошо играет на скрипке. Но — он не слишком-то умён, на самом деле; он может быть груб, может отпускать унизительные шутки — унизительные для тех, кто не может ему ответить (случай с оскорблением матросов-католиков и ирландцев). Ничто человеческое Джеку не чуждо: и желание вкусно поесть, и и мечты о карьере, и стремление подзаработать деньжат во время войны и благодаря ей. Довольно неожиданной (и потому интересной) чертой в этом образе оказывается страсть к музицированию. Именно это сочетание приятных и неприятных черт характера делает образ Обри жизненным и правдоподобным.

Стивен Мэтьюрин, чудаковатый (с точки зрения окружающих, так называемых нормальных людей) врач и учёный — это умный и разносторонне развитый человек, волею судьбы и случая (потому что, как у настоящего учёного, денег у него не водится) попавший на военный шлюп/бриг врачом. Его постоянные биологические наблюдения и охота за редкими видами добавляет в роман ещё одну комическую нотку. Немного нелогичным выглядит то, что столь образованный человек попал на мало что значащий для флота шлюп, в то время как на всю эскадру больших линейных кораблей и фрегатов то ли один, то ли два профессиональных медика.

Сюжет в книге действительно не очень ярко выражен — по сути, роман представляет собой описание серии приключений главных героев в Средиземном море: морских боёв, абордажей и десантов, а также нескольких эпизодов общения с начальством (а также с его жёнами) и друг с другом. В этом «Командир и штурман» уступает, допустим, тем же «Одиссее капитана Блада» и «Острову Сокровищ», где сюжет намного более строен и последователен. Но, поскольку это первая книга литературного сериала — нет ничего удивительного, что действие в ней развивается… хм, неспешно.

У О’Брайана достаточно неплохое чувство юмора, и во многих моментах искренне смеёшься. Правда, иногда этот юмор бывает жестковат и даже несколько с грязнотцой — ну а чего вы хотите от сотни безграмотных матросов, запертых на тесной деревянной скорлупке с четырнадцатью пушками? Даже линия штурмана Маршалла (кто читал, тот поймёт) получилась не мерзкой, а забавной.

А вот романтическая линия в книге фактически отсутствует — ведь нельзя же считать любовью периодические заходы Джека Обри на огонёк то к жене коменданта Менорки, то к горничной в трактире.

Да, неподготовленного читателя роман может испугать обилием морских терминов. Однако — это же роман о флоте, что же в этом удивительного? Для тех, кто в этом разбирается, это будет

только дополнительным плюсом, для тех, кто разбирается не очень — вряд ли непонимание слов «лисели», «бакштаг» и «рифы» сильно помешает им в понимании характера персонажей и сюжета. (Кстати да, я во время второго прочтения книги разобрался, в чём разница между штагами и бакштагами. Зачем мне это знание? Эм… о чём я там говорил?) В этом контексте стоит отметить стандартный, в общем-то, щадящий читателя приём автора — О’Брайан знакомит читателя с устройством корабля через эпизод с экскурсией по «Софи» доктора Мэтьюрина, человека до той поры совершенно сухопутного.

Описание морских боёв очень, очень реалистично: иногда я ловил себя на том, что начинаю ёжиться, читая, как в «Софи» попадают вражеские ядра и мушкетные пули калечат её моряков. В том числе и самого капитана Обри, кстати — да, главный герой здесь не неуязвимый Ахиллес, что не может не радовать.

Местами «Командир и штурман» может показаться занудным. Например, подробное описание процесса заряжания корабельных орудий в эпизоде артиллерийских учений больше напоминает отрывок из научно-популярной, а не художественной, книги.

«Командира и штурмана» можно посоветовать тем людям, кто всерьёз увлекается историями о моряках и флоте — тем, кто уже прочитал Сабатини, Стивенсона, Сальгари, Мэсона, Поупа и прочая, и прочая, и кому хочется чего-то посложнее.

 

 

Рецензия: Carassius