Виктор Губарев «Пираты острова Тортуга»
Прислано Валькирия 04 Мая 2018, 18:58
«Пираты острова Тортуга»
Виктор Губарев

Эта книга не из тех, что можно проглотить за три-четыре вечера, чтобы начать следующую — при таком подходе вы попросту запутаетесь во множестве фактов, названий кораблей и имен капитанов и колониальных губернаторов. «Пираты острова Тортуга» предназначены именно для спокойного, неторопливого и обстоятельного чтения. Такому чтению благоприятствует и удачное деление текста на главы, каждая из которых — это отдельный небольшой сюжет или рассказ о нескольких звеньях в более длинной цепочке событий. В свою очередь, все вместе эти сюжеты сплетаются в одну длинную локально-историческую повесть, в которой прошлое острова Тортуга и северо-западного побережья Эспаньолы гармонично вплетено в общее полотно мировой истории.

Неподготовленному читателю эта книга вполне может показаться сложной, нудной и перегруженной подробностями, но — именно неподготовленному. Для человека, интересующегося пиратской темой давно и серьёзно, эта книга окажется великолепной жемчужиной, кладезем интереснейшей информации, потому что под обложкой скрывается основательнейший научный труд, основанный на безупречном знании темы. Одна библиография чего стоит — в ней 14 страниц, и русскоязычных работ в этом длинном списке весьма мало (а если не учитывать ссылки на другие работы самого автора, то их практически нет). Я впервые читал «Пиратов» примерно пять лет назад, и тогда литературный стиль автора мне показался сухим и излишне лаконичным. В тексте очень много цитирования источников, из-за чего роль самого автора кажется небольшой — но это не так.

Достоинств у книги много. Одно из них, которое свидетельствует о подлинно научном подходе автора к своей работе — это то, что история пиратства в монографии излагается системно, в плотной увязке с историческими процессами и событиями, происходившими в это время. Губарев ясно показывает, что всплеск пиратства в Карибском регионе в XVI-XVII веках произошёл не сам по себе, а был прямым следствием сложившейся там исторической ситуации.

Не менее ценно то, что монография построена на широком круге разнообразных источников — помимо привычного всем интересующимся темой пиратства Эксквемелина, уши которого торчат из каждой свободной дырки, начиная от пушечных портов и заканчивая шпигатами, и сочинений путешественников и историков XVII-го и последующих столетий, Губарев активно использует документы из английских, французских и испанских архивов. Правда, я так и не понял, работал ли автор в этих архивах лично или пользовался только сборниками опубликованных документов: дело в том, что в списке библиографии (насколько я смог в нём разобраться), архивных материалов почему-то нет. Но это так, к слову. Использование всех этих источников позволило создать замечательный научный труд, основанный на критическом подходе к имеющимся сведениям, максимально достоверный и избавленный от расхожих мифов и легенд о пиратах. Кстати, некоторые из этих баек (например, о капитане Уоллесе) Губарев подробно разбирает и опровергает.

Об Эксквемелине (личности воистину таинственной) и его «Пиратах Америки», кстати. Губарев подробно разбирает немногочисленные известные факты из его биографии и обстоятельства появления на свет его знаменитого сочинения — самого известного источника по истории флибустьерства.

Из персонажей-пиратов больше всех запоминается, безусловно, капитан Олоне. Генри Морган в монографии Губарева занимает немало места, но эта книга не о нём, всё же. Если Морган мне представляется этаким жёстким предпринимателем, деловым человеком, то Олоне — это кровожадный бандит с садистскими наклонностями, совершенно осознанно нагоняющий ужас на своих врагов. И да, я всё же думаю, что Эксквемелин не то, чтобы преувеличил злодения Олоне, но поработал с расстановкой акцентов — для лучших продаж, в смысле. Сам Губарев, впрочем, считает иначе.

Ключевая фигура в истории острова — это губернатор Бертран д’Ожерон, которого мы все помним по циклу Сабатини как ловкого дельца и несостоявшегося тестя Джереми Питта. Исторический д’Ожерон — это деятельный колониальный администратор, занимавшийся самой

разноплановой работой для благоустройства Тортуги: тут и завоз на остров женщин из Франции, призванных остепенить вольных буканьеров и пиратов, и тонкая игра с ямайскими корсарами в попытке защитить Тортугу от посягательств английских властей, и привлечение флибустьеров к Тортуге каперскими свидетельствами — и если международное положение не позволяло предприимчивому губернатору выдавать пиратам французские грамоты, у него всегда находились им на замену португальские. Д’Ожерон способен и лично со шпагой в руке бегать за пиратскими капитанами, возмущающимися его политикой (не знаю уж, насколько правдив рассказ об этом эпизоде).

Ясно показана конкуренция между властями Тортуги и Ямайки за внимание флибустьерской вольницы. Морские разбойники в этой ситуации могли выбирать и базироваться на тот остров, на который это было выгоднее делать в конкретный момент времени. Говорится и о совместных экспедициях английских и французских корсаров, которые более подробно разбираются в следующей монографии, «Флибустьерах Ямайки».

Испанских моряков и колонистов на Антилах и Мэйне после чтения всех этих историй становится попросту жалко — их грабили то по очереди, то одновременно и совместно и англичане, и французы, и голландцы, в зависимости от того, с кем конкретно сейчас Испания воевала — а хоть с кем-нибудь она воевала практически всегда, так что и благородное основание для морского разбоя находилось всегда. В общем, не грабил их только ленивый.

Не знаю, кто подбирал к книге иллюстрации — автор (думаю, что так) или издательство. По большей части это портреты упомянутых в книге исторических личностей вроде коммодора Мингса, губернатора дю Касса и адмирала д’Эстре, старинные географические карты и гравюры из книги Эксквемелина. Признаться, я предпочёл бы реконструкции пиратского оружия, костюмов и кораблей (хотя да, с кораблями не задалось. Навскидку вспоминается только «Золотая Лань» Дрейка, а она относится к другой эпохе), более подробные географические карты, выполненные на современном уровне. Что касается гравюр из Эксквемелина… ну, у меня лично они уже набили оскомину. Тем более, что о портретном сходстве в этом случае речь не идёт. Добавлю ещё, что из-за формата и общего качества издания (именно издания, а не самой монографии) большая часть иллюстраций смотрится весьма неприглядно.

В конечном итоге, монография Губарева — это поистине великолепная научная работа, упрекнуть которую попросту не в чем — на взгляд обычного читателя, во всяком случае. Однако, рекомендовать её можно только хорошо подготовленному и довольно-таки усидчивому читателю. Для первого знакомства с темой лучше подойдёт книжка Жоржа Блона «Флибустьерское море», если говорить именно о пиратах Карибского моря, и дополнительно «Пираты, корсары, рейдеры» И. В. Можейко, если говорить об истории пиратства вообще. Можно упомянуть и «Лихое братство Тортуги и Ямайки» того же Губарева — работу более общего характера, посвящённую не только Тортуге.

P. S. Рекомендую сразу распечатать более-менее подробную карту Карибского моря и во время чтения держать её под рукой. Географических названий в книге великое множество, а каждый раз лезть в Google…

Рецензия: Carassius