История пиратов Индийского океана
Прислано BronuiN 11 Июня 2008, 19:59
История пиратов Индийского океана

Пиратство в Индийском океане можно разделить на два этапа. Первый, до прихода сюда европейцев, и соответственно, второй - европейский. Первый этап ничем особенным отмечен не был. Основными действующими лицами в нем были арабские и малайские пираты, которые, однако, редко выходили за пределы прибрежных вод. В XIII веке побывавший в этом регионе Марко Поло описывал свою встречу с пиратами возле Малабарского (западного) побережья Индии. Однако в целом, торговля не особенно страдала от морского разбоя.

Но вот, наконец, в поисках путей, ведущих в сказочным богатствам Востока, легендарным Островам Пряностей, описанному Марко Поло острову Чипангу (Япония), где по его словам имелось «великое обилие золота», в Индийский океан пришли европейцы. Первыми стали португальские корабли под командованием Васко да Гама в 1498 году. Португальцы вели себя соответственно духу того времени - если было возможно, грабили всех, кто слабее. Известна и точная дата начала европейского пиратства в Индийском океане - 23 марта 1498 года. Не договорившись с султаном Мозамбика о лоцмане для дальнейшего плавания, да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные деревни, а затем начал перехватывать все лодки и корабли, проходящие мимо. Первой добычей оказалась лодка, груженая пузырьками с ароматной водой и арабскими книгами. Начало было положено....

В течение первых 20 лет XVI века Португалия фактически стала хозяйкой Индийского океана. Португальцы нашли пути в Китай и Японию, захватили Моллукские острова - те самые «острова пряностей», закрепились в Индии и Африканском побережье. Колониальные захваты сопровождались жесточайшими грабежами как на суше, так и на море. Строители империи, адмиралы д'Альбукерки, д'Алмейда одновременно возглавляли набеги на прибрежные города и поощряли разбой на море. Завоеватели старались захватить и доставить домой максимальную добычу - пряности, золото, драгоценности, шелк и фарфор. Первое время, используя внезапность и преимущества огнестрельного оружия, им сопутствовала удача. Но вот прошли годы, и португальцев перестали воспринимать как загадочную, роковую силу. С ними воюют, и все чаще небезуспешно, заключают договоры, торгуют.... Одним словом, во второй половине XVI века стало ясно, что эпоха полного господства Португалии проходит. На сцене появились новые действующие лица - сперва голландцы, а затем и англичане.

В 1600 году была образована английская Ост - Индийская компания, получившая торговую монополию в районе между мысом Доброй Надежды и Магеллановым проливом. Почти одновременно, в 1602 году создается голландская Ост-Индийская компания, с капиталом в десять раз больше, чем у англичан. Вскоре десятки голландских кораблей устремились в Индийский океан, прокладывая торговые пути на Восток. Англичане не отставали, однако в первой половине XVII века их Ост-Индийская компания была еще слаба и плохо организована. Поэтому англичане пока старались укрепить свои позиции и не предпринимали активных действий. Голландцы же старались достичь той же цели, что и в свое время португальцы - добиться монополии на торговлю. Однако они не стремились выкачать из Азии все, понимая, что переизбыток товара сразу вызовет падение цены на него. При этом им надо было добиться, чтобы их конкуренты не могли привести те же товары в Европу, тем самым сбив цены. Поэтому голландские корабли начали беспощадную войну против всех - англичан, португальцев, испанцев, захватывая по возможности и китайские джонки.
По сути это был государственный терроризм, поскольку командовали пиратами адмиралы флота, такие как Рейенсен или генерал-губернатор Нидерландской Индии Ян Кун, организовавшие в 1622 году акцию, сравнимую с нападением Моргана на Панаму - штурм главной португальской базы на Востоке - Макао. В нападении участвовали 12 кораблей, вооруженных более 300 орудий. После бомбардировки был высажен десант из 800 человек (в четыре раза больше, чем у защитников города). Однако голландцы встретили ожесточенное сопротивление, и, кроме того, португальцам очень повезло - одно из ядер угодило в бочку с порохом, которую голландцы несли с собой для подрыва стены форта. Потери были настолько велики, что от продолжения штурма пришлось отказаться.
Обозленные неудачей голландцы высадились на Пескадорские острова, создали там базы и приступили к тотальной войне против китайской торговли. Два года они грабили и топили все суда, что шли вдоль берегов Китая, а захваченных моряков вывозили на Яву, где продавали в рабство. Нарушить все судоходство в Южных морях они, конечно, не смогли, но своими действиями настроили против себя всех. Этим не замедлили воспользоваться англичане, к тому времени уже достаточно окрепшие для того, что бы выйти на первые роли.

В 1630 году, во время Тридцатилетней войны король Англии Карл I направил в Индийский океан военный корабль «Морской конек» с заданием захватывать корабли и грузы, принадлежащие Испании и другим странам, не состоящим в союзе с Англией. Поскольку испанских кораблей в Индийском океане почти не было, вопрос кто является союзником, а кто нет, решал на месте капитан английского корабля. Добыча оказалась не очень велика, но дурной пример заразителен, и 1635 году несколько придворных особ на паях снарядили два корабля и отправили по тому же маршруту. Один из них затонул, но другому удалось захватить и ограбить несколько индийских кораблей. Еще через три года король сам внес десять тысяч фунтов в организацию следующей экспедиции. Однако вскоре в Англии началась гражданская война, и королевскому пиратству пришел конец.

Но вот подошел к концу XVII век. Заканчивалась пиратская эра в Карибском море. Все меньше и меньше добычи, все сильнее преследования. Многие бросили пиратское ремесло, став колонистами. Оставшиеся покинули привычные места, и перешли в новые районы. Забираясь все дальше и дальше к западу, они постепенно попали в Индийский океан. Среди них были такие знаменитые как. Например. Уильям Дампир, прославившийся, правда, в основном своими книгами. Постепенно пиратов становилось все больше и больше. Они нуждались в надежных базах для отдыха, ремонта кораблей и куда можно было свозить награбленное. Сперва они останавливались на Сейшельских и Коморских островах, но затем отошли южнее, и обосновались на Мадагаскаре. Мадагаскарский этап пиратства продолжался около пятидесяти лет. За это время в южных морях действовали сотни и тысячи пиратов. Имена большинства из них история не сохранила. Карьера большинства была быстротечна. На одного Джона Моргана или Вудса Роджерса приходилось сотни тех, кто утонул с кораблем во время шторма, умер от цинги или тропической лихорадки, спился или же украсил собой рею королевского фрегата. Среди тех, кто действовал в Индийском океане, наиболее известны имена - Счастливчик Эвери, Кидд и Миссон. Вкратце расскажем об их деяниях.

О Счастливчике Эвери писали многие, в том число Даниель Дефо. Во всех книгах говорилось, что в конце своей пиратской карьеры сказочно разбогател, захватил в плен индийскую принцессу, внучку правителя Индии, Великого Могола, и женился на ней. Действительность же разительно отличалась от пьес и романов. Настоящая фамилия Эвери была Бриджмен. Он родился в Плимуте, и был сыном капитана торгового судна. В юности попал на флот, служил на разных кораблях, в конце концов стал капитаном торгового судна.
В 1694 году Бриджмен был назначен первым помощником капитана на английский фрегат «Карл II». Фрегат входил в состав эскадры, одолженной англичанами испанскому правительству для борьбы с французскими пиратами (в это время между Англией и Испанией был мир). Жалование должны были платить испанцы, но те платить не спешили. Когда задержка превысила три месяца, на кораблях возникло недовольство. Этим воспользовался Бриджмен, убедивши моряков, что пиратство гораздо более выгодно, чем королевская служба. Во время стоянки в гавани Ла Корунья экипаж «Карла II» арестовал капитана, и, высадив его в шлюпку, вышел в море. Новым капитаном был избран Бриджмен, избравший себе псевдоним Эвери (в переводе с английского every - каждый, любой).
Корабль был переименован в «Причуду». Несколько месяцев «Причуда» крейсировала вдоль берегов Африки, грабя проходящие корабли. Затем Эвери обогнул мыс Доброй Надежды и вошел в Индийский океан. Своей базой он избрал Мадагаскар, а основным районом действия - Красное море. Здесь ему удалось ограбить несколько индийских и европейских судов. Отправившись после этого к берегам Индии, кораблю Эвери удалось к северу от Бомбея настичь и захватить «Великое сокровище» - корабль, принадлежащий самому Великому Моголу. Этот захват и породил легенды о женитьбе на индийской принцессе. На самом же деле никого из семьи правителя Индии на борту не было. Корабль вез выручку от торговли, составлявшую около пяти миллионов рупий в серебре и золоте. Индийский корабль был вооружен 80 орудиями, и от обычного пирата отбился бы без труда, но Эвери командовал военным фрегатом английского флота, команда которого была профессионалами. Удачным артиллерийским огнем были сбиты мачты, и «Причуда» пошла на абордаж. В иных обстоятельствах это еще не означало поражения, так как индийцы превосходили пиратов количественно и в рукопашной не уступали им. Но капитан «Сокровища» оказался трусом, и предпочел укрыться в своей каюте, пряча деньги и драгоценности. Видя это, матросы бросили оружие и сдались. Корабль был разграблен дочиста. После этого Эвери покинул Индийский океан. Прибыв осенью 1695 года на Багамские острова, команда разделила добычу и покинула корабль. Сам Эвери прибыл в Англию, но так как вскоре был выдан ордер на его арест, исчез бесследно. Дальнейшая его судьба неизвестна (читайте об Эвери ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ).

Еще большими легендами окутано другое имя - Кидд. Многим известно о кладе капитана Кидда - сундуках с золотом и драгоценными камнями. Самое пикантное, что Кидд отправился в море с целью.... борьбы с пиратством. История началась в мае 1696 года. Для борьбы с французским пиратством, и попутно пополнения собственных карманов, образовался синдикат, в который вошли многие знатные люди, в том числе канцлер Англии. На деньги синдиката снарядили 30-и пушечную галеру «Приключение», капитаном которой стал Эдмунд Кидд. Выйдя из Плимута, он вскоре прибыл в Нью-Йорк, где завербовал дополнительно новых членов экипажа и после этого направился в Индийский океан, сперва на Коморские острова, а затем к Магадаскару. Крейсируя в этом районе, Кидд, предпочитал не сталкиваться с пиратами, а занимался, в основном мелким, грабежом прибрежных селений. Добыча была небольшая, и вскоре «Приключение» направилось к берегам Индии.
Вскоре счастье улыбнулось Кидду. В начале 1698 года ему удалось захватить судно «Кедахский купец» с грузом мануфактуры, стоимостью 10 тысяч фунтов. Однако владельцы судна оказались людьми влиятельными, и история вышла за рамки заурядного грабежа. Опасаясь ущерба своим торговым интересам в Индии, англичане объявили Кидда пиратом, и отправили эскадру для охраны торгового судоходства. Кроме того, Кидд, сам того не подозревая, оказался втянут в политическую интригу внутри самой Англии. Члены синдиката были вигами, и оппозиция тори сделала все, что бы максимально раздуть скандал. Не подозревая об этом, Кидд отправился в Нью-Йорк, где продал награбленное и выплатил команде причитающуюся ей часть. Губернатор Нью-Йорка посадил Кидда под домашний арест до дальнейших распоряжений из Лондона. Более восьми месяцев в Англии шла закулисная борьба в парламенте и правительстве. В конце концов, когда оппозиция потребовала ареста Кидда, синдикату пришлось им пожертвовать. 27 марта 1701 года капитан был доставлен в Англию и предан суду. Вместе с еще шестью пиратами он был приговорен к смертной казни, и 12 мая 1701 года повешен. Конфискованная у Кидда доля добычи составила около шести тысяч фунтов стерлингов - сумма, конечно, не маленькая, но никак не фантастическая. Судовые документы свидетельствуют, что иных сокровищ и капитана Кидда быть не могло. Поэтому сундуки с золотом, зарытые на необитаемых островах, увы красивая сказка....

Тьерри Миссон - среди пиратов фигура необычная, выделяющаяся из общества собратьев по профессии. Родился он в Провансе, в обеспеченной семье и получил хорошее образование. Прочитав в юности книгу Т. Кампанеллы «Город Солнца» он увлекся идеей равенства и освобождения людей от власти сословий и денег. В шестнадцать лет он поступил на службу в военный флот, где быстро дослужился до лейтенанта. Во время одной из стоянок в Генуе он познакомился и подружился с молодым монахом-доминиканцем Караччиоли, который разделял идеи Миссона. Тогда же у него возникла идея стать пиратом.
И вскоре подходящий момент наступил. В начале девяностых годов XVII века фрегат «Победа», на котором служил Миссон, был направлен к Мартинике с заданием охранять французское торговое судоходство от английских корсаров. Вскоре корабль принял тяжелый бой с одним из английских кораблей. К моменту, когда французы одержали победу, на корабле из всех офицеров остался жив один Миссон. Он обратился к матросам с призывом бросить военную службу и стать пиратами. Многие из них к тому времени уже разделяли его идеи, и без колебания согласились. Флаг, поднятый новоиспеченными пиратами, был необычным - белый, с надписью «За бога и свободу». Двинувшись затем к берегам Африки «Победа» встретила и взяла на абордаж несколько судов. Их экипажи были поражены: пираты брали себе только те товары, которые были необходимы для дальнейшего плавания, никого при этом не грабя и не убивая. Исключение составляли корабли, перевозящие рабов - к работорговцам Миссон был беспощаден.
В Индийском океане он сперва сделал своей базой один из островов Коморского архипелага, но затем перебрался на Мадагаскар. Здесь, в северо-восточной части острова он основал поселение Либерталлию - пиратское государство, основанное по принципам раннесоциалистических утопий. Вскоре Миссон разослал письма своим «коллегам» с призывом присоединиться к нему и строить Город Солнца. Интересно, что этот призыв встретил отклик среди пиратов, и в короткий срок население Либерталлии значительно увеличилось. К примеру, знаменитый карибский пират Тью передал республике свой корабль и верно служил ей до самого конца. Остальные же пираты так же не испытывали к поселенцам вражды.
Город был застроен небольшими домиками, где обитали его жители. Также в нем были мастерские и верфь, на которой были построена два корабля. Все жители считались равными, независимо от происхождения или цвета кожи. Частной собственности в республике не было - существовала общая городская казна, пополняемая за счет добычи. Нетрудоспособным и старикам выплачивали пенсии. В городе было запрещено играть в азартные игры и нецензурно ругаться. И между прочим, эти запреты соблюдались!
Вскоре Миссон стал думать о расширении Либерталлии. Составив подробную карту побережья, он со всем своим флотом ушел в море добывать деньги для новых начинаний. И в этот момент городу был нанесен смертельный удар - племена мальгашей, живущие в центральной части острова (с соседями пираты поддерживали хорошие отношения) напали на город. После короткого боя немногие защитники были разбиты, а город разграблен и сожжен. Вернувшись, Миссон и Тью нашли только пепелище, среди которого уцелело несколько человек. Похоронив погибших, пираты решили идти в Америку, и начать все сначала. В Мозамбикском проливе корабли пиратов разбросал шторм и больше Миссона никто никогда не видел. Просуществовав менее 20 лет, пиратская свободная республика стала достоянием истории.

С 20-х годов XVIII века пиратов в Индийском океане тоже стало меньше. Конечно, можно вспомнить малабарских пиратов, но их действия носили местный характер. Правда, новая волна пиратства пришла из Атлантического океана в 1717 и 1718 годах. Связана она с такими именами, как Инглэнд, Ле Буше, Тэйлор. Правда эта волна была меньше, чем всплеск пиратства двадцатилетней давности. Поразбойничав несколько лет, Инглэнд покинул Индийский океан, остальные же со временем оставили пиратство, и занялись другими, менее доходными, но и менее опасными ремеслами. И хотя морские грабежи не прекратились, в океане стало спокойнее, по крайней мере для европейских кораблей.
Новый всплеск пиратство пережило в конце века, во время Французской революции и войны Франции с Англией, и связано оно с именем Робера Сюркуфа. Но это уже другая история....
******************
worldpirates.narod.ru