Идеальный парусник
Прислано BronuiN 23 Июня 2008, 18:17
Идеальный парусник


   В XVIII веке корабли видоизменялись и совершенствовались. Однако в истории парусного флота началась заключительная глава.
   С XVIII века в судостроении стало применяться железо. Из него изготавливали шпангоуты и палубные бимсы - брусы, положенные поперек корпуса судна на верхние концы шпангоутов и служащие основанием палубы. Корпус же корабля обшивался досками. Ниже ватерлинии их обивали медными листами, чтобы днище не загнивало.
   Новые парусники стали более быстроходными. Добились этого благодаря двум новшествам: во-первых, делая подводную часть корабля более обтекаемой, а во-вторых - наращивая «ярусы» парусов.

   В середине прошлого века английские и американские корабелы начали строить свои легендарные клиперы. Это были скоростные торговые суда, на которых обычно перевозили дорогостоящие товары (например, индийский чай). Наряду с клиперами в XIX веке появляются барки и корабли с полным парусным вооружением. Барки оснащали тремя мачтами. Две передние, фок- и грот-мачта, несли прямые, а кормовая - косые паруса.
   У кораблей же с полным парусным вооружением и на кормовой мачте паруса были прямыми (поэтому и называли ее уже не бизань-мачтой, а крюйс-мачтой). Те и другие суда могли иметь и больше мачт, число которых в этом случае указывается перед наименованием типа корабля (например, четырехмачтовый барк или пятимачтовый корабль с полным парусным вооружением).
   Важную роль в морской торговле играли также шхуны. На них насчитывалось от двух до семи мачт, на которых ставили косые паруса.

   Во второй половине XIX века стало ясно, что парусные суда не выдерживают конкуренции с пароходами. Тем не менее, немецкие и французские корабелы попытались усовершенствовать парусники, сделав их пятимачтовыми.
   Венцом парусного судостроения многим казался созданный тогда пятимачтовик «Пронесен» («Пруссия»). В действительности подобные корабли представляли тупиковую ветвь в истории парусного флота. Эти громоздкие, не оснащенные двигателями махины были очень сложны в управлении. Настоящими же жемчужинами корабельного дела оказались четырехмачтовые барки.

   В период с 1903 по 1926 год со стапелей гамбургской судоверфи сошло восемь таких барков. Тоннаж каждого составлял около 3000 брутто-регистровых тонн. Вплоть до второй мировой войны они использовались на традиционных парусных трассах, соперничая с пароходами.
Два из этих парусников, «Пассат» и «Пекин», можно увидеть в музеях Травемюнде и Нью-Йорка, а построенная самой последней «Падуя» служит еще и в наши дни: теперь это учебное судно; оно называется «Крузенштерн» и ходит под российским флагом.
********
kalitva.ru