Пятница, 29 Марта 2024, 11:48
Навигация
-> Главная
-> Статьи
-> Форум
-> Категории новостей
-> Файловый архив
-> Архив модов
-> Галерея
-> Видео архив
-> Фильмотека
-> Худ. галерея
-> Библиотека
-> Поиск
-> Каталог ссылок
-> Обратная связь
-> Памяти Беатрисс
 
Сейчас на сайте
-> Гостей: 28

-> Пользователей: 0

-> Всего пользователей: 8
-> Новый пользователь: Скайуокер
 
База игр
-> Корсары:
История Пирата


-> Skull & Bones
-> Assassin's Creed 4: Black Flag
-> Корсары
-> Пираты Карибского моря
-> Флибустьеры
-> Возвращение Морской Легенды
-> Пираты Российской Империи
-> Пираты Карибского моря: Новые Горизонты
-> Корсары III
-> Корсары 3: Сундук мертвеца
-> Корсары 3: Ветер Свободы
-> Корсары: Возвращение Легенды
-> Корсары: Город Потерянных Кораблей
-> Корсары 4
-> Приключения Капитана Блада
-> Корсары: Каждому своё!
-> Корсары: Проклятые Судьбой
-> Корсары 3: Тайны Дальних Морей
-> Корсары: Тайны Дальних Морей 2
-> Sid Мeier's Рirаtes
-> Головорезы: Корсары XIX века
-> Ост-Индская компания
-> Хозяева морей. Завоевание Америки
-> Pirates of the Caribbean: Armada of the Damned
-> Пираты Карибского моря. На краю света
-> Черный Корсар
-> Рыцари Морей
-> Тортуга
-> Тортуга 2: Проклятый Клад
-> Порт Рояль 2
-> Port Royale 4
-> Тропико 2: Пиратский остров
-> Век Парусников II
-> Пиратия
-> Pirates of the Caribbean Online
-> Пираты Онлайн
-> Корсары-Online
-> Морские разбойники
-> Pirates of Black Cove
-> Vendetta - Curse of Raven's Cry
-> Два мира II: Пираты Летучей крепости
-> Risen 2: Тёмные воды
-> Blood & Gold: Caribbean!
-> World of Warships
-> Затерянный Остров
-> Blackwake
-> The Pirate: Caribbean Hunt
-> New Dawn
-> Out of Reach: Treasure Royale
-> Tempest
-> Память моря. Легенды
-> Corsairs Legacy (Наследие Корсаров)

-> Все игры
 
Исторический раздел
-> Знаменитые пираты
-> Исторические материалы
-> История пиратства
-> Тактика морских разбойников
 
О нас
-> Команда сайта
-> Наши банеры
-> Обсуждение сайта
 
Случайный скриншот
Тайна Острова сокровищ
Тайна Острова сокровищ
Другие игры
 
Реклама
 
Пираты Багамских островов (1670-1718 гг.)
 
Губарев В. К. Пираты Багамских островов (1670-1718 гг.) // Наука. Релігія. Суспільство. - Донецьк, 2009. - № 3. - с. 28-35.

 

В.К.Губарев
Донецкий национальный технический университет, Украина

ПИРАТЫ БАГАМСКИХ ОСТРОВОВ
(1670-1718 гг.)


Статья посвящена деятельности пиратов Багамских островов в водах Вест-Индии и Северной Америки в период между заключением Мадридского мира 1670 г. и переходом Багам под жесткий контроль британских властей (1718 г.). Автор исследует специфику морского разбоя в указанном регионе в то время, когда флибустьерский промысел из легального бизнеса превратился в обычное пиратство, объявленное вне закона всеми ведущими морскими державами Европы.  

Тема пиратства в американских водах ранее уже затрагивалась нами в целом ряде старей [1]. Цель настоящей работы – проанализировать особенности морского разбоя в водах Вест-Индии и Северной Америке от эпохи кризиса английского флибустьерства в Карибском море (1670-е годы) до расцвета так называемого «классического» пиратства в Атлантике, когда основным убежищем джентльменов удачи были Багамские острова.  
Специальных исследований по указанной проблеме пока не проводилось. О багамских пиратах писалось лишь в общих работах по истории британских колоний в Америке (в том числе по истории Багам) [2] и в многочисленных научно-популярных изданиях по истории пиратства [3].
Источниками для написания данной статьи послужили как официальные документы (королевские прокламации, государственные акты, инструкции, письма и отчеты губернаторов колоний и капитанов военных кораблей, протоколы судебных заседаний и т.п.), так и документы частных лиц (мемуары, газетные сообщения, переписка купцов и колониальных агентов). Ссылки на них будут даваться по ходу цитирования.
Протянувшийся от Флориды до Гаити на 1300 километров и включающий в себя 29 крупных и примерно 660 мелких островов, Багамский архипелаг привлек к себе внимание пиратов и корсаров еще в XVI в. Поскольку испанские конкистадоры, уничтожив местное индейское население, не осно¬вали здесь своих колоний, противники Испании начали использо¬вать эти «ничейные» земли в качестве баз для набегов на испанские корабли и прибрижные поселения в Новом Свете. В 1629 г. началась английская колонизация Багамских островов [4], но протекала она вяло, так что до 70-х годов XVII в. их подлинными хозяевами продолжали оставаться морские разбойники и контрабандисты.
1 ноября 1670 г. английский король Карл II Стюарт пожаловал Багамы шести лордам-собственникам Каролины, которые назначи¬ли сюда губернатора и позаботились об укреплении новой колонии [5].
Английские флибустьеры, лишившиеся к тому времени своей штаб-квартиры на Ямайке, довольно быстро нашли общий язык с колониальной администрацией Багамских островов. При губерна¬торе Роберте Кларке (1677-1682) началась выдача пиратам каперских поручений против испанцев. Ямайский губернатор Томас Линч, следовавший инструкциям из Лондона о поддержании дружеских отношений с поданными испанской короны, отправил в адрес английского Совета по торговле и плантациям каперское свидетельство, выданное багам¬ским губернатором флибустьеру Джону Коксону; в своем письме Линч отмечал, что, если Багамы не будут приведены под контроль короля, «они останутся гнездом разбойников» [6]. Оправдываясь, Кларк 6 июля 1682 г. написал Линчу о грабеже испанцами двух английских судов и о выселении ими английских колонистов с южных Багам на Кубу. Эти испанцы были настоящими пиратами, уверял Кларк, и данное обстоятельство давало ему полное право вести войну «против них и других пиратов, которые тревожат нас» [7].
Тем не менее, в августе того же года Роберт Кларк был уволен. Его каперское поручение Коксону изучалось в Совете по торговле и плантациям 18 января 1683 г. и было признано незаконным по всем статьям. Но и новый губернатор Багам, Ричард Лилберн (1682-1684), не имея в своем распоряжении военных кораблей, не мог выдворить из своей колонии окопавшихся там флибустьеров. В марте 1683 г. капитан Томас Пейн, который по поручению Линча должен был бороться с морскими разбойниками, объединился с несколькими другими пиратскими капитанами и напал на испанский город Сан-Аугустин во Флориде. С захваченной добычей он прибыл на остров Нью-Провиденс, и губернатор Лилберн не был в состоянии его наказать [8]. Осенью того же года Сэмюэл Джонс, капитан фрегата «Изабелла», и Ричард Картер, командовавший шлюпом «Мариант», отправился с Нью-Провиденса к побережью Флориды искать сокровища погибших испанских галеонов. Зайдя в Мексиканский залив, они в апреле 1684 г. разорили испанский порт Тампико, но неожиданно были захвачены армадой де Барловенто под командованием генерала Андреса Очоа де Сарате. Среди пленных оказалось 70 англичан, 26 голландцев, четыре флоридских индейца, три негра и один испанец. Из Тампико их отвезли на допрос в Веракрус [9].
Видя нежелание или неспособность английского правительства очистить Багамские острова от пиратов, губернатор Кубы санкци¬онировал корсарскую экспедицию Хуана де Ларко против Нью-Провиденса. Разместив на борту двух судов около 150 человек, де Ларко 18 января 1684 г. приблизился к южному побережью острова, высадил десант и овладел основным поселением англичан на Багамах - городом Чарлстоном. 10-пушечный фрегат «Гуд интент», находившийся в гавани, позорно бежал. Губернатор Лилберн тоже не проявил храбрости и отступил в лес с частью колонистов. Взяв добычу на 20 тыс. ф.ст., испанцы подожгли город, а пленных - в основном женщин, детей и негров - увезли с собой в Гавану. Вернувшись в разоренный Чарлстон, губернатор Лилберн отпра¬вил на Кубу гонца с заданием выяснить, какова была причина нападения. Кубинский губернатор ответил, что рейд представлял собой акцию возмездия, ибо жители Нью-Провиденса были «до¬казанными пиратами» [10].
До 1686 г. на Багамах не было постоянного английского поселения. Лишь в декабре указанного года сюда прибыл с Ямайки шлюп под командованием Томаса Бриджеса, высадивший на Нью-Провиденсе партию колонистов. Последние избрали Бриджеса своим «президентом» и приступили к строительству форта, призванного защитить колонию от возможного повторного нападения испанцев. В феврале 1687 г. губернатор Ямайки Хендер Моулзвёрт высказал опасение о возможности дурного влияния пиратов на жителей Багам, а Бриджес признался, что тщетно пытался выдворить с острова таких «явных пиратов», как Джон Тэрбер, Томас Вули и Кристофер Гофф. В апреле 1688 г. капитаны Спрэгг и Лэнхем высадились на Нью-Провиденсе и, захватив в плен людей, подозреваемых в пиратстве, отвезли их на Ямайку [11].
С вступлением на английский престол короля Вильгельма III и началом Орлеанской войны на Багамы был назначен новый губернатор - Кэдволладер Джонс (1690-1693). Современник событий Олдмиксон пишет, что этот человек «весьма обласкивал тех пиратов, которые приходили на Провиденс», и что «он давал поручения пиратам без и вопреки согласия своего Совета» [12]. Другой очевидец, Томас Балкли, сообщал о продаже пороха известным пиратам и отказе губернатора преследовать по суду кражу 14 ружей. Если верить противникам Джонса, он и его секретарь Джон Грейвз установили на Нью-Провиденсе царство террора и насилия, направленное против честных граждан. Губернатор бросал людей в тюрьму без суда и следствия, не давал хода решениям Генеральной ассамблеи, а однажды, желая заставить членов Совета признать законными его прокламации, подговорил своего сына направить пушки корабля, стоявшего в гавани, на здание Совета. Результатом его «отвратительного рабства» стало восстание части колонистов, которые арестовали Джонса и зако¬вали в цепи. 24 января 1692 г. на его место был избран один из членов Совета, но, по словам Олдмиксона, «некоторые отчаянные разбойники, пираты и прочие собрались мятежной невежественной толпой, которая 27 февраля 1692 г. с помощью оружия спасла губернатора, провозгласила его снова и восстановила в занимаемой им деспотической власти» [13].
Год спустя лорды-собственники Багамских островов назначили на место Джонса очередного губернатора - Николаса Тротта (1693-1697), прибыв¬шего в колонию в августе 1694 г. Он восстановил из руин Чарлстон, переименовал его в Нассау (по наследственному титулу короля Вильгель¬ма III), заложил новый форт и, конечно же, не забыл позаботиться о своем кошельке. В годы его правления имело место скандальное дело капитана Генри Эвери, которое укрепило дурную славу Нью-Провиденса и привело к увольнению Тротта.
Капитан Эвери прибыл в Вест-Индию на 46-пушечном корабле «Фэнси» (экипаж 113 человек), привезя с собой из Индийского океана огром¬ную добычу [14]. В апреле 1696 г. он бросил якорь у Ройял-Айленда к северу от острова Эльютера и, представившись капитаном Генри Бриджменом, попросил у Тротта разрешение зайти в воды Нассау и взять провизию. Губернатор собрал членов Совета и предложил удовлетворить просьбу пиратов, мотивируя это тем, что в городе всего 60 боеспособных людей. Совет поддержал это предложение.
Так как багамский губернатор не был уполномочен предоставлять пиратам амнистию, Эвери послал гонцов к губернатору Ямайки. Позже Уильям Бистон писал в Совет по торговле и плантациям:
«15 июня 1696 г. Пираты, которые бежали с кораблем некоего дона Артуро Обурна из Ла-Коруньи, побывали в Красном море и добыли большое богатство, как говорят – до 300 000 ф. ст. Они прибыли с ним на Провиденс и обратились частным порядком ко мне, интересуясь, могут ли они получить у меня прощение и явиться сюда; и за это мне пообещали вознаграждение… но я не прельстился этим из соображений долга» [15].
В августе того же года один из пойманных пиратов, Джон Дэн, показал под присягой, что перед тем, как войти в Нассау, люди Эвери «собрали по 20 пиастров с человека и с капитана - 40, чтобы передать губернатору, не считая слоновых бивней и некоторых других товаров стоимостью около 1000 фунтов» [16]. Другой свидетель, пират Филипп Миддлтон, подтвердил это 11 ноября 1696 г. [17]. Пират¬ский корабль был куплен Троттом в доле с купцом Ричардом Тальяферро; пираты же, разделив добычу, начали отдельными группами пере¬бираться в соседние колонии - главным образом, в Северную Америку и на Бермудские острова. Эвери и 19 его сообщников купили за 600 ф.ст. корабль «Си флауэр» капитана Кросскиса и оправились в Бостон, имея при себе лишь 500 ф.ст. Двадцать три других разбойников приобрели еще один шлюп, хозяин которого, капитан Ризби, отвез их в Каролину.
Отвечая на обвинения по поводу его связей с пиратами, багамский губернатор заявил, что подарков от них не принимал, а 90 ф. ст. получил в качестве платы за провизию. Тем не менее, по настоянию министерства торговли лорды-собственники вынуж¬дены были в ноябре 1696 г. решить вопрос об отставке Тротта и назначить на его место Николаса Уэбба (1697-1699).
Прибыв на Багамы, Уэбб попытался положить конец пиратству. В октябре 1698 г. он издал антипиратский акт, подтвержденный ассамблеей в 1699 г., но и при нем Нью-Провиденс продолжал оставаться «общим убежищем дли пиратов и незаконных торговцев» и «вместилищем всех разбойников». Инспектор североамериканских таможен Эдвард Рэндолф полагал, что Уэбб был не лучше, чем Тротт или Джонс. Губернатор Бостона тоже считал, что Уэбб «шел по стопам своего предшественника Тротта, который... был крупнейшим пиратским маклером в Америке» [18].
В 1698 г. капитан Келли из базы на Багамах атаковал ямайский корабль «Эндевор» и ограбил его в районе островов Флорида-Кис. Губернатор Уэбб поручил Риду Элдингу взять пять кораблей и захватить Келли, но вместо этого Элдинг захватил судно «Багама мёрчент». Вернувшись в Нассау, он сообщил Уэббу, что взятое им судно было «покинутым», и вице-адмиралтейский суд объявил его законным призом. Владелец «Багама мёрчент», некто Эдвардс, пожаловался губернатору Ямайки, назвав губернатора Уэбба отъявленным пиратом. В феврале 1699 г. команда названного судна неожиданно объявилась в Нассау, и суд вынужден был изменить свое решение, назвав приз «брошенным и плавающим на поверхности грузом» [19]. При такой формулировке «Багама мёрчент» становился собственностью короны.
Примерно в это же время пираты похитили судно «Свипстейк», которым Уэбб владел в доле с неким Джеффрисом (на его борту находились 7 тыс. ф.ст. в звонкой монете и товары на 1000 фунтов). Рид Элдинг, испол¬нявший обязанности заместителя губернатора, организовал поиски морских разбойников и вскоре захватил пять известных пиратов: Унку Гикаса, Фредерика Филлипса, Джона Флойда, Джона Вэнтина и Хендрика ван Ховена по кличке Хинд – «главного пирата Вест-Индии». Суд над ними состоялся 23-24 октября 1699 г. Вэнтин из-за недостатка улик был признан невиновным и освобожден. Осталь¬ных обвинили в том, что они плавали «под кровавым флагом... как обычные пираты и разбойники», и признали виновными в захвате одного шлюпа и сожжении другого. 30 октября все они были повешены [20].
Активность багамских пиратов на атлантических путях заставила губернатора Бермудских островов Сэмюэла Дэя (1698-1701) отпра¬вить против них дюжину кораблей, капитаны которых были снабжены репрессальными грамотами, но деятельность карателей не принесла ощутимых результатов. В июне 1700 г. в сообщении из Виргинии отмечалось, что «все новости из Америки вращаются вокруг пиратов, находящихся не только у здешних берегов, но и по всей Вест-Индии, которые нанесли торговле в десятки раз больший ущерб, чем война» [21]. В октябре 1701 г. очередной губернатор Багам Элиас Хаскет (1700-1701) обвинил в связях с пиратами Рида Элдинга и попытался посадить его в тюрьму. В ответ на это спикер ассамблеи Джон Уоррен поднял мятеж, арестовал председателя вице-адмиралтейского суда Томаса Уокера и, захватив губернатора в плен, отправил его на борту кеча «Кэтрин» в Нью-Йорк. При этом бунтовщики отобрали у Хаскета все деньги и всё его имущество [22].
С началом войны за Испанское наследство (1701-1713) Багамы могли превратиться в крупнейшую базу английских приватиров, дей-ствовавших против испанского и французского судоходства. Чтобы не допустить этого, в 1703 г. испано-французская экспе¬диция, снаряженная в Сантьяго-де-Кубе, нанесла удар по Нассау. Два фрегата, которыми командовали Блас Морено Мондрагон и Клод Ле Шенэ, высадили на берег десант из 150 испанских солдат и большого количества французских флибустьеров, которые безжалостно перебили около сотни англичан. Через две недели рейдеры удалились, разрушив форт и прихватив с собой 22 пушки, 14 призов и около 80 пленных, в том числе губернатора Эллиса Лайтвуда [23]. Что касается Рида Элдинга, то ему удалось удрать на своем быстроходном шлюпе.
Правительство Великобритании было обеспокоено потерей колонии на Багамах. В 1705 г. верхняя палата парламента направила в адрес королевы Анны обращение, в котором подчеркивалось, что «порт острова Провиденс может быть легко защищен, и очень опасно оставлять этот остров в руках врага. Поэтому члены палаты обращаются к ее величеству с просьбой предпринять необходимые шаги, чтобы снова овладеть островом» [24]. Однако в условиях войны правительство не имела возможности отправить сюда вооруженную экспедицию, и фактически хозяевами Багам с 1708 г. стали многочисленные пиратские шайки. К 1713 г. численность багамских пиратов достигла уже 1 тыс. человек. В апреле следующего года губернатор Бермуд Генри Пэллин докладывал в Лондон, что на Багамских островах проживает до двухсот семей, пребывающих в состоянии «полной анархии». Только три пиратских шайки находились под контролем: одну возглавлял капитан Филипп Кокрейм, базировавшийся на Харбор-Айленде, две другие - капитаны Бэрроу и Бенджамин Хорниголд, объявившие себя «губернаторами» Нью-Провиденса [25].
Вступление на престол короля Георга I (1714-1727) из Ганноверской династии обещало усиление борьбы против багамских пиратов, которые считались сторонниками якобитов – приверженцев династии Стюартов. В 1715 году Георг I отправил в Вест-Индию эскадру из шести кораблей, однако деятельность ее была малоэффективной. В июле 1716 г. губернатор Виргинии Александр Спотсвуд сообщал в Лондон: «На острове Нъю-Провиденс создается пиратское гнездо. Если пираты полу¬чат ожидаемое пополнение за счет разного сброда из залива Кампече, с Ямайки и из других мест, что вполне вероятно, они будут представлять серьезную опасность для британской тор¬говли, если не принять своевременных мер к их подавлению» [26].
В рапорте о положении дел на Багамах, отправленном в Совет по торговле и плантациям капитаном Мэтью Мансоном 5 июля 1717 г., сообщалось, что на Нью-Провиденсе базируются пять известных пиратов: Бенджамин Хорниголд (у него был 10-пушечный шлюп и около 80 человек команды), Генри Дженнингс (10-пушечный шлюп и 100 человек команды), Сэмюэл Бёрджес (8-пушечный шлюп и около 80 человек команды), капитан Уайт (небольшое судно и 30 человек команды) и Эдвард Тич (6-пушечный шлюп и около 70 человек команды) [27]. Из других источников известно, что, помимо указанных капитанов, на Багамах в 1716-1718 гг. свили «осиные гнезда» пираты Генри Дженнингс, Чарлз Вейн, Стид Боннет, Сэмюэл Беллами, Джон Рэкхэм, Хоуэлл Дэвис, Оливье Ле Вассёр по кличке Ла Буз, Эдвард Ингленд, Кристофер Кондон (Кондент) и другие. Биографии многих из них были изложены в знаменитой книге капитана Чарлза Джонсона «Всеобщая история пиратов», впервые изданной в Лондоне в 1724 г. [28].
Капитаны Хорниголд и Ла Буз плавали в консорте до весны 1716 г., имея два шлюпа и 140 человек команды. По свидетельству пирата Джона Брауна, допрошенного в Бостоне 6 мая 1717 г., они захватили в подветренной стороне от Гаваны корабль капитана Кингстона, направлявшийся с грузом кампешевого дерева в Голландию. Близ кубинского мыса Коррьентес эти разбойники взяли на абордаж две испанские бригантины с грузом какао. Испанцы, не выполнившие требование пиратов о выкупе, были высажены на берег, а их бригантины сожжены. Затем у острова Пинос Хорниголд и Ла Буз захватили три или четыре английских шлюпа [29]. В это время в команде Хорниголда произошел раскол: так как вожак отказался нападать на английские суда, большинством голосов он был смещен и отпущен на призовом шлюпе вместе с 26 компаньонами. Место опального капитана занял Сэмюэл Беллами. Последний вместе с Ла Бузом разбойничал в Карибском море до января 1717 г. Когда Ла Буз отделился от Беллами, тот начал действовать в консорте с капитаном Полом Уильямсом. Крупный успех выпал на их долю в феврале, когда в Наветренном проливе (между Кубой и Гаити) после трех дней погони они взяли на абордаж 18-пушечный «гвинейский» фрегат «Вида», направлявшийся с Ямайки в Лондон под командованием Лоренса Принса. Добычу отвезли на багамский остров Лонг-Айленд. Помимо хины, индиго и сахара, пиратам досталось 180 мешков золотых и серебряных монет стоимостью 20 тыс. ф.ст. [30].
Поскольку деятельность пиратов на атлантических путях начала препятствовать торговле между Англией и ее колониями в Вест-Индии и Северной Америке, губернатор Виргинии Александр Спотствуд летом 1717 года просил правительство ускорить отправку «достаточных сил к этим берегам для защиты торговли, и особенно к Багамам, чтобы изгнать пиратов оттуда, где они устроили общее место встречь и, кажется, смотрят на эти острова, как на свои собственные» [31]. Подобную просьбу высказал и губернатор Южной Каролины Роберт Джонсон, колония которого была буквально блокирована с моря флотилией Эдварда Тича [32].
5 сентября того же года Георг I издал прокламацию, в которой отмечалось, что «все пираты, которые до 5 сентября 1718 г. добровольно сдадутся одному из наших государственных секретарей в Великобритании или губернатору в наших заокеанских владениях, получат нашу милостивую амнистию за все разбойничьи действия, совершенные ими...» [33]. Губернатору Бермуд Бенджамину Беннету поручили отправить на Багамы посланника с обещанием прощения тем, кто сдастся немедленно, и он откомандировал туда своего сына. Хотя корабль с Бермуд был сначала обстрелян пиратами, Беннет-младший все же сумел прочитать королевскую прокламацию примерно тремстам разбойникам, собравшимся на Нью-Провиденсе. Большинство пиратов отнеслось к предложению об амнистиии скептически, так как не было уверено, что им позволят сохранить награбленное имущество, и не хотели «рисковать своей шеей из-за пустышки» [34]. Только пять капитанов, включая Генри Дженнингса и Бенджамина Хорниголда, воспользовались прощением и отправились на Бермуды.
6 февраля 1718 г. Георг I назанчил генерал-капитаном и губернатором Багамских островов бывшего корсара Вудса Роджерса, который, взяв с собой декларацию об амнистии и королевские инструкции, 11 апреля отплыл в Вест-Индию на корабле «Делисия» в сопровождении двух фрегатов и двух шлюпов королевского флота. 20 июля его эскадра подошла к острову Харбор-Айленд, жители которого приветствовали нового губернатора и сообщили ему, что на Нью-Провиденсе находится более тысячи пиратов. В Нассау имелся небольшой форт, но только одна из его девяти пушек была в исправном состоянии.
Вечером 26 июля Роджерс появился у входа в гавань Нассау. Пираты из шайки Чарлза Вейна, не желая сдаваться, подожгли французский приз и, подняв на своем судне черный флаг, выскользнули из мелководного залива Ист-Бей в открытое море [35]. Остальные, оставшиеся в Нассау, на рассвете устроили Роджерсу торжественную встречу. У ворот форта к губернатору подошли Томас Уокер и Томас Тейлор, именовавшие себя председателем суда и президентом Совета, и Роджерс зачитал им свое поручение и королевскую прокламацию об амнистии.
На следующий день в Нассау был опубликован «военный закон», и королевские эмиссары приступили к описи грузов тех судов, которые стояли в гавани. В форте разместили гарнизон, в городе сформировали три роты гражданской милиции, а в порту снарядили несколько кораблей для охоты на Вейна и других сбежавших пиратов.
Борьба с пиратами не сразу дала ощутимые результаты. Многие из тех, кто получил амнистию, не хотели работать и, по признанию Роджерса, «искали удобный случай захватить ночью лодки и сбежать на них» [36].
Так как держать пойманных пиратов в тюрьме Нассау было опасно, губернатор начал отправлять их для суда в Англию. В ноябре 1718 г. он выслал метрополию трех разбойников, в декабре – еще десять. Джон Огер, получивший амнистию в июле, вскоре снова занялся пиратством и ограбил два торговых шлюпа, посланные Роджерсом за провизией. Экс-пираты Хорниголд и Кокрейм получили специальное задание найти и захватить своих бывших товарищей по ремеслу, что и было сделано. Из 13 пленных пиратов, пойманных в районе острова Большой Эксума, трое умерли от ран на пути к Нью-Провиденсу. Суд над десятью остальными состоялся 5 декабря в Нассау. Несмотря на то, что подсудимые просили возложить всю вину на Финиса Бэнча, одного из умерших, члены адмиралтейского суда признали их виновными и приговорили к смерти. 10 декабря эти пираты были повешены [37].
Однако ни репрессии, ни добровольная сдача на Нью-Провиденсе капитана Джона Рэкхэма (в мае 1719 г.) не избавили Роджерса от хлопот. Более 2 тыс. пиратов продолжали крейсировать в окресных водах, совершая вылазки в Карибское море, к берегам Северной Америки и даже в Африку. «Нас никогда не покидает мрачное предчувствие опасности со стороны пиратов и испанцев, - признавался Роджерс в одном из писем, - и я объясняю это только отсутствием военно-морской базы, без которой мы действительно не способны достаточно надежно защитить себя» [38].
Завершая наше небольшое исследование, отметим, что расцвет багамского пиратства пришелся на период, когда после заключения англо-испанского Мадридского мира 1670 г. английские колониальные власти, следуя указаниям из Лондона, прекратили выдачу каперских свидетельств флибустьерам Вест-Индии и ликвидировали их базу в Порт-Ройяле (Ямайка). Преследуемые как обычные пираты, многие английские флибустьеры подались во французские колонии – на Тортугу и Эспаньолу (Гаити); другие нашли убежище на слабо заселенных Багамских островах, превратив один из них – Нью-Провиденс – в свою штаб-квартиру. После окончания войны за Испанское наследство (1713) сотни приватиров, не желая терять работу и возможность быстрого обогащения, превратились из законопослушных «морских партизан» в обычных пиратов, главным убежищем которых по-прежнему оставались Багамы. Действуя под черным флагом против международного торгового судоходства, эти джентльмены удачи выработали свои собственные правила поведения, зафиксированные в их корабельных уставах. Эти правила, прежде всего, предусматривали равнодольное распределение добычи, равенство всех членов экипажа и ограничение всевластия капитана. Несмотря на то, что деятельность багамских пиратов носила антизаконный, асоциальный и антигуманный характер, мотивы их действий обусловливались не только жаждой легкой наживы, но и социальным протестом против несправедливостей общества, из которого они ушли или были изгнаны.
Ликвидировать пиратскую базу на Багамских островах удалось лишь в 1718 г. с помощью «кнута и пряника». Британские власти предоставили амнистию тем морским разбойникам, которые согласились добровольно сдаться и стать законопослушными гражданами; прочие были изгнаны, объявлены вне закона и постепенно уничтожены с помощью военно-морских сил.


ЛИТЕРАТУРА

1.    Губарев В. К. За кулисами «панамской акции» (1670-1671 гг.) // Вопросы истории. - 1987. - № 11. – С. 184-188; Губарев В. К. Флибустьеры Французской Вест-Индии (их нравы, образ жизни, обычаи) // Анналы. - Донецк: ДО САМИ, 1990. - Вып. 1. – С. 30-38; Губарев В. К. Флибустьеры – хозяева Южного моря (1680-1687 гг.) // Клио. - Донецк, 1991. – С. 16-23; Губарев В. К. Неофициальная война: особенности англо-испанского колониального соперничества в Вест-Индии в 1660-1671 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія „Гуманітарні науки”. Вип. 57. - Донецьк: ДНТУ, 2002. – С. 40-50; Губарев В. К. Тортуга – цитадель флибустьеров (1630-1692 гг.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецк, 2004. – С. 33-44; Губарев В. К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60-90-е годы XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецк, 2005. - № 3. – С. 39-49; Губарев В. К. Санкционирование и инвестирование корсарского промысла в Вест-Индии (первая половина XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецьк, 2006. - № 1. – С. 17-29; Губарев В. К. Морской разбой в Вест-Индии как источник первоначального накопления капитала (1621-1697 гг.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецьк, 2006. - № 2. – С. 21-30; Губарев В. К. Братство «Веселого Роджера» // Вокруг Света. – 2008. - № 10. – С. 100-116.
2.    Burns, A. History of the British West Indies. – L.: George Allen and Unwin, 1954; Craton, M. A History of the Bahamas. – L.: Collins st James’s Place, 1962; Bothwell, J. By sail and wind. The Story of the Bahamas. – L., 1964; Waugh, A. A family of Islands. A history of  the West Indies from 1492 to 1898. – N.Y., 1964; Hamshere, C. The British in the Caribbean. – L.: Weidenfeld and Nicolson, 1972; Marley, D. Wars of the Americas: A Chronology of Armed Conflict in the New World, 1492 to the Present. – Santa Barbara: ABC-CLIO, 1998; Riley, S., Peters, T. Homeward Bound: A History of the Bahama Islands to 1850 With a Definitive Study of Abaco in the American Loyalist Plantation Period. -  Miami: Island Research, 2000.
3.    Gosse, Ph. The Pirates’ Who’s Who, Giving Particulars of the Lives & Deaths of the Pirates & Buccaneers. – Glorieta, New Mexico: Rio Grande Press, 1924; Rowe Snow, E. Pirates and Buccaneers of the Atlantic Coast. – Boston, Mass.: Yankee Pub. Co, 1944; Pringle, P. Jolly Roger. The Story of the Great Age of Piracy. – N.Y.: W. W. Norton,1953; Carse, R. The Age of Piracy; a History. - N.Y.; Toronto: Rinehart & Co., Inc, 1957; Deschamps, H. Pirates et flibustiers. – P.: Presses Universitaires de France, 1962; Mota, F. Piratas en el Caribe. – La Habana : Casa de las Americas, 1984; Konstam, A. Scourge of the seas : buccaneers, pirates and privateers. - Oxford: Osprey, 2007.
4.    Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 9: 1675-1676 and Addenda 1574-1674 / Ed. by W. Noel Sainsbury. – L.: 1893. – Oct. 30, 1629. - № 151; Riley, S., Peters, T. Op. cit. – pp. 26-27.
5.    Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 7: 1669-1674  / Ed. by W. Noel Sainsbury. – L.: 1889. – Nov. 1, 1670. - № 311.
6.    Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 11: 1681-1685 / Ed. by J. W. Fortescue. – L.: 1898. – Aug. 29, 1682. - № 668.
7.    Ibid. – July 6, 1682. - № 599.
8.    Ibid. – May 27, 1684. - № 1707.I.
9.    Weddle, R. S. Spanish sea: The gulf of Mexico in North American discovery, 1500-1685. – College Station: Texas A & M Univ. Press, 1985. – pp. 400-402.
10.     Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 11: 1681-1685. – Nov. 7, 1684. - № 1927; Craton, M. A History of the Bahamas. – P. 76; Marley, D. Op. cit. – P. 194.
11.     Craton, M. Op. cit. – P. 80.
12.     Цит. по : Burns, A. Op. cit. – P. 398.
13.     Ibidem; Marley, D. Op. cit. – P. 207.
14.     Johnson Ch. A General History of the Pyrates, from Their first Rise and Settlement in the Island of Providence, to the present Time. Vol. I. – L.: Printed for, and sold by T. Warner, 1724 . – pp. 45-54.
15.     Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 15: 1696-1697 / Ed. by J. W. Fortescue. – L.: 1904. – June 15, 1696. - № 40.
16.     Privateering and Piracy in the Colonial Period : Illustrative Documents / Ed. by J. F. Jameson. – N. Y.: The Macmillan Company, 1923. – P. 170.
17.     Ibid. – P. 172.
18.     Цит. по : Craton, M. Op. cit. – P. 89.
19.     Ibid. – P. 90.
20.     Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 17: 1699 and Addenda 1621-1698 / Ed. by C. Headlam. – L.: 1908. – Nov. 4, 1699. - №№ 928, 928.I.
21.     Ibid. – Volume 18: 1700 / Ed. by C. Headlam. – L.: 1910. – June 5, 1700. - № 500.
22.     Ibid. – Volume 19: 1701 / Ed. by C. Headlam. – L.: 1910. – Dec. 2, 1701. - № 1042.
23.     Ibid. – Volum 21: 1702-1703 / Ed. by C. Headlam. – L.: 1913. – Oct. 31, 1703. - № 1223; Marley, D. Op. cit. – P. 226.
24.     Цит. по: Нойкирхен Х. Пираты: Морской разбой на всех морях / Предисловие А. Б. Давидсона. – М.: Прогресс, 1980. – С. 204.
25.     Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 27: 1712-1714 / Ed. by C. Headlam. – L.: 1926. – April 22, 1714. - № 651.
26.     Ibid. - Volume 29: 1716-1717 / Ed. by C. Headlam. – L.: 1930. – July 3, 1716. - № 240.
27.     Ibid. – July 5, 1717. - № 635.
28.     Johnson Ch. Op. cit.
29.     Privateering and Piracy in the Colonial Period… - P. 294.
30.     Ibid. – P. 295.
31.     Цит. по: Craton, M. Op. cit. – P. 99.
32.     Pringle, P. Op. cit. – P. 194.
33.     Johnson, Ch. Op. cit. – pp. 33-34.
34.     Craton, M. Op. cit. – P. 101.
35.     Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 30: 1717-1718 / Ed. by C. Headlam. – L.: 1930. – Oct. 31, 1718. - № 737; Johnson, Ch. Op. cit. – P. 36; Craton, M. Op. cit. – pp. 102-103.
36.     Craton, M. Op. cit. – P. 104.
37.     Calendar of State Papers, Colonial series: America and West Indies, Volume 30: 1717-1718. – Dec. 24, 1718. - № 807; Craton, M. Op. cit. – P. 105-106.
38.     Craton, M. Op. cit. – P. 107.



В.К. Губарев
Пираты Багамских островов (1670-1718 гг.)

Статья посвящена деятельности пиратов Багамских островов в водах Вест-Индии и Северной Америки в период между заключением Мадридского мира 1670 г. и переходом Багам под жесткий контроль британских властей (1718 г.). Автор исследует специфику морского разбоя в указанном регионе в то время, когда флибустьерский промысел из легального бизнеса превратился в обычное пиратство, объявленное вне закона всеми ведущими морскими державами Европы.  


V.K. Gubarev
The Pirates of the Bahamas, 1670-1718.

This article is devoted to the activities of the Bahamian pirates in the waters of the West Indies and North America in the period between conclusion of the Madrid peace (1670) and taking the Bahamas under the control of the British authorities (1718). The author investigates the specifics of sea robbery in the region at the time when the buccaneering turned from legal business into ordinary piracy.
Последние сообщения на форуме
 
Тема
Автор
Дата
Просмотров
Ответов
Caribbean Legend - Мерзкий божок 29.03.24, 11:45
7816
52
Caribbean Legend - Вопросы по игре 29.03.24, 10:29
25546
271
Музыка в ваших колонках 29.03.24, 05:32
1136872
6231
Caribbean Legend - На пару с Акулой 29.03.24, 00:34
1925
7
Caribbean Legend: Sandbox - Отзывы и обсуждение 28.03.24, 23:54
4933
18
Корсары ГПК: Реконструкция 1.4.2.5 28.03.24, 23:49
127234
418
Caribbean Legend - Пиратская Сага 28.03.24, 23:18
7510
56
Caribbean Legend - Место, которое домом зовется 28.03.24, 17:46
9129
67
Caribbean Legend - Технические вопросы 28.03.24, 17:04
11118
106
Caribbean Legend - Отзывы и обсуждение 28.03.24, 08:38
9712
71
Реклама
 
Наши Проекты
Форум
Пустошь Мутантов
История Пирата
Новые Горизонты [RUS]
В Контакте



 
Последние статьи
-> Алистер Маклин «Крей...
-> Pirates of the Burni...
-> Сесил Скотт Форестер...
-> Карл Дёниц «Десять л...
-> Эрих Редер «Гросс-ад...
 
Файловый архив

Новые загрузки

-> Модификация "Ne...
-> Ресурсы городов
-> Мод-пак "Корсар...
-> Мод-пак "Корсар...
-> Корсары: Город ...

ТОП 5 загрузок

-> Мод-пак "Корсар... [181808]
-> Патч к игре Кор... [128827]
-> Корсары: Город ... [106504]
-> Патч к игре Кор... [96957]
-> Адд-он Возвраще... [89074]
 
Коллекция аватар
-> Пираты
-> Джек Воробей и К
-> Парусники
-> Морские пейзажи
 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< < > >>