Ломбардо Качиони - корсар Екатерины II
Прислано BronuiN 25 Декабря 2008, 20:02
Ломбардо Качиони - корсар Екатерины II

Ламбро родился в греческой Ливадии и с молодых лет стал пиратом. Его имя сразу же стало популярным. Валентин Пикуль говорил: "Все греки - прирожденные моряки, а борьба с пиратами Алжира сделала из них великолепных воинов. В те давние времена коммерция была сопряжена с пушечной пальбой, право на прибыль от торговли добывалось в яростных абордажах. Ламбро с детства понюхал пороху, познал боль ранений, он пришел на русский флот со своим кораблем, добытым в бою, его дружески приветили адмирал Спиридов и граф Орлов Чесменский... О роли греческих корсаров-добровольцев советские историки пишут сейчас как о важной, но утраченной странице истории русского флота (а в Греции по этому вопросу давно сложилась обширная литература, в которой главное место отведено именно Ламбро Качиони)".

В 1770 году поступил на службу волонтером на флот, бывший в Архипелаге под начальством графа Алексея Орлова. В 1771–1775 участвовал в боевых действиях. В 1775 переселился в Керчь, где поступил сержантом в состав албанского полка. «Находился в оном при всех данных сражениях, и во время татарского бунта отличил себя храбростью и пожалован быть офицером». В 1781 произведен в поручики и командирован «с дипломатическим вручением» в Персию под начальством, графа Марка Войновича. В 1786 прибыл в Херсон и произведен в капитаны.

Во время второй русско-турецкой войны Качиони стал работать на русское правительство и получил статус корсара на службе у императрицы Екатерины II. В 1787 участвовал в военных действиях под Очаковом в эскадре контр-адмирала Мордвинова. В конце года отправился из Херсона в Триест для организации корсарских вылазок против турок в Средиземноморье и вовлечения в войну греков.

Ламбро Качиони умело захватывал корабли противника, и летом 1788 года под его командованием в Средиземном море плавала уже целая флотилия. Князю Потемкину он докладывал: "Я, производя курс мой, совершенно воспрепятствовал Порте обратить военные силы из островов Архипелажских в море Черное, и столько произвел в Леванте всякого шума, что Порта Оттоманская принуждена отправить из Константинополя против меня 18 великих и малых судов, отчего она и понесла немалые убытки".

Качиони был свободолюбивым и властолюбивым. Несмотря на несомненные успехи, очень скоро он впал в немилость у Российского Двора. Грабительские нападения в Средиземноморье иногда происходили не только на турецкие военные корабли. Все чаще России приходилось разбираться в международных скандалах. В своих докладах Качиони именовал себя "командующим российской императорской флотилией".

В 1789 году Ламбо Качиони разбил три эскадры противника, обеспечив себе господство в Эгейском море. Летом 1789 года Качиони штурмом взял крепость Кастель-Россо. Султан Абдул-Гамид переслал ему письмо, в котором прощал пролитие османской крови, обещая 200000 монет золотом, если он отступится от дружбы с Россией. Султан просил Качиони выбрать для себя любой из островов Архипелага в свое вечное владение и быть там пашой! Но Ламбо Качиони гордо заявил, что его удовлетворит только свобода Греции.

Султан Абдул-Гамид послал против дерзкого пирата эскадру алжирских пиратов, и 15 кораблей своего военно-морского флота. В битве, что разыгралась в проливе у острова Андроса, два дня семь кораблей под флагами русского флота дрались с двумя эскадрами мусульман. И они выстояли!

За это сражение Екатерина II щедро наградила его участников. Качиони стал полковником и кавалером ордена Георгия. Богатые греческие общины Триеста и Венеции помогли ему восстановить свой флот, и к лету 1791 года под его началом снова была эскадра в 24 корабля с молодыми матросами.

После подписания мирного договора в 1791 во флоте произошел мятеж. Часть моряков под предводительством Ламбро Качиони отказалась сложить оружие и стала на свой страх и риск продолжать ставшие теперь уже пиратскими действия против турецких и нейтральных судов. Оказавшись вне закона, Качиони вынужден уйти со своими судами в Майну, где осенью 1792 года турецкая эскадра безжалостно уничтожила его корсарскую флотилию. Качиони бежал, его старший сын погиб, жена с малолетними детьми попала в руки турков. Долгие месяцы он скитался в горах Албании, в течение которых его влиятельные сторонники писали в Петербург прошения и ходатайства о его прощении, и Екатерина II, вспомнив его былые заслуги, позволила ему возвратиться в Россию.

В 1794 году он прибыл в Николаев, где встретился с вице-адмиралом Н.С. Мордвиновым, который добился разрешения на приезд Качиони в столицу. Свыше двух лет Качиони провел в Петербурге, давая показания, составляя прошения, обивая пороги влиятельных сановников. Его имя стало известным во всех модных салонах и художник Ламписын написал портрет его и красавицы жены. Павел I особым указом утвердил решение комиссии о выплате Качиони денежной компенсации в сумме 576 тысяч рублей. Другим указом император определил бывшего предводителя корсаров в Черноморский гребной флот в чине капитана первого ранга. На полученные деньги Качиони купил имение «Ливадия» в Крыму, а последние годы провел в береговой службе Одессы.

Есть основания предполагать, что Ламбро Качиони с его бурной, полной превратностей, взлетов и падений жизнью, послужил прототипом при создании Байроном образов корсарских вожаков. Это, прежде всего, поэма «Корсар» – одна из созданных в 1813–1816 годах романтических «восточных поэм», и «Дон-Жуан» – монументальный реалистический роман в стихах, написанный в 1818–1824 годах. В «Абидосской невесте», написанной Байроном в 1813 году, есть такие строки: ...в чаянии свобод Здесь Ламбро гордые сыны С друзьями чертят гимн войны, – Сев у костра, летят мечтою Снять с райев гнев их роковой. В примечании к этой поэме Байрон дал такую справку: «Ламбро Канцони, грек, знаменитый своей борьбой в 1789–90 гг. за независимость своей родины. Покинутый русскими, он сделался пиратом... Он и Рига – два самых великих греческих революционера». Так имя российского корсара Ламбро Качиони осталось жить в произведениях великого английского поэта, получив всемирную, но анонимную известность. *********************************************************************
По материалам книги Владимира Андриенко "Полная история морского разбоя" и сайта Путь сквозь культуры.