Тайна Оливье Левассера
Прислано BronuiN 26 Мая 2008, 21:15
Почти все рассказы о пиратах касаются пиратов Карибского моря и Атлантики. Пиратам же Индийского океана повезло куда меньше. Рассказывая о них, историки и писатели ограничивались флибустьерами Мадагаскара, привлеченные легендарным ореолом якобы созданной там ими республики Либерталии. И при этом как-то уходило в тень, что лежащие по соседству Маврикий, Реюньон, Сейшелы и другие более мелкие острова западной части Индийского океана тоже долгие годы служили пристанищем морских разбойников. Причем вовсе не легендарных, а вполне реальных.
В 20-е годы XVIII века, когда морских разбойников потеснили с Маврикия и Комор, в том регионе действовали три крупнейших - по количеству награбленной добычи - пирата: ирландец капитан Эвард Ингленд, бывший лейтенант британского флота Джон Тейлор и француз Оливье Левассер, больше известный под кличкой не то Ля Буш (Глотка), не то Ля Бюз (Сарыч).

Тайна Оливье Левассера

Оливье Левассер
был последним из знаменитых пиратов Индийского океана. Хотя к тому времени англичане изгнали морских разбойников из Вест-Индии, им было еще чем поживиться на оживленных торговых путях, идущих вокруг мыса Доброй Надежды к Восточной Африке, Индии и Индонезии. Говорят, Левассер получил корабль в 1715 году от французского правительства, чтобы грабить - в пользу родной казны - испанские суда в Атлантике. За какие-то проступки он был лишен этого права, но капитан не подчинился предписанию, а вместо этого отправился на поиски счастья в Индийский океан. К моменту своего появления на торговых путях, ведущих в Индию и обратно, он был уже достаточно богат, ибо с награбленным ранее добром, естественно, решил не расставаться.
13 апреля 1721 года Тейлор на корабле «Виктори» и Левассер на «Кассандре» у города Сен-Дени на Реюньоне наткнулись на крупнейшую в истории пиратства добычу. Это было португальское судно «Вьерж дю Кап», сильно потрепанное штормом. Большая часть из его 70 пушек была сброшена за борт, чтобы судно не затонуло, так что захватить его пиратам не составило большого труда. К своему восторгу, они обнаружили, что корабль представлял собой плавучую сокровищницу. Там были золотые и серебряные слитки, сундуки с золотыми монетами и жемчугами, бочонки с алмазами, шелка, произведения искусства, жезл, крест и другие ценные предметы церковной утвари, принадлежавшие архиепископу Гоа, который плыл на этом корабле в Португалию. Среди других богатых пассажиров был и португальский вице-король Индии граф ди Эрисейра.
Добыча была поделена между Левассером и Тейлором, когда они вернулись на Сент-Мари. О количестве захваченных тогда ценностей свидетельствует такой факт: члены команд двух кораблей получили по 5 тысяч золотых гиней и сорок два алмаза. Левассеру же пришлись по душе слитки и священная утварь архиепископа. Их не так легко было сбыть с рук, как, допустим, монеты или драгоценные камни, но они были значительно ценнее. Португальцы лишились не только драгоценностей, но и самого судна: пираты отремонтировали его, и оно, переименованное в «Виктори», заменило старый корабль Тейлора с тем же именем.
Поскольку торговый путь в Индию постоянно находился под угрозой пиратских нападений, а к тому же Англия и Франция все острее соперничали из-за господства над этой океанской дорогой, обе крупнейшие в те годы морские державы усилили свое военно-морское присутствие в бассейне Индийского океана. Пиратский промысел становился все более опасным и все менее выгодным. Королевской милостью французские пираты были «прощены», и многие отошли от своих разбойных дел, остепенились и вернулись на родину. Но Левассера не устраивала такая судьба. Временами он спокойно жил на Сент-Мари, а потом вдруг срывался с места и пускался в плавания по Индийскому океану в поисках добычи и приключений. В 1720 годах он стал капитаном «Виктори» и совершил как минимум одно плавание на Сейшелы, где скрывался на Маэ, в северо-западном заливе, от погони. В 1728 году Левассер на время стал лоцманом в заливе Антонжиль на Мадагаскаре, однако это не мешало ему продолжать свои разбойные вылазки.
В начале 1730 года, во время очередного плавания в поисках добычи неподалеку от Форт-Дофина на Мадагаскаре с ним вступил в бой капитан французского судна «Медуза» Лермит. После кровавого сражения пиратское судно было захвачено и Левассера в кандалах доставили на Реюньон. Слушание в Адмиралтейском суде было не более чем формальностью, и 17 июля 1730 года Левассера повесили.
Согласно легенде, которая жива до сих пор, Левассер, когда ему на шею накидывали петлю, вытащил лист бумаги и со словами: «Ищите мои сокровища, кто сможет!» - бросил его в толпу. Так известный пират отомстил французам за свою смерть. Как он ненавидел этих людей, которые оставались живы, когда он, полный сил, должен был умереть! И месть его была поистине жестокой и вероломной. Он задал им подлинную головоломку на многие века. Сколько людей кинулись искать его сокровища, гонимые жаждой наживы и приключений, и ищут их по сей день! Поступок этот был вполне в характере пирата, однако неизвестно, была ли это шутка и издевка над будущими кладоискателями или же он задал им подлинную головоломку. Некоторые скептически настроенные историки даже говорят, что Левассер был повешен на корабельной рее, а значит, толпы зевак вокруг него просто быть не могло. Но наиболее ярые сторонники этой легенды уверяют, что на реях были повешены только рядовые члены команды, а сам Сарыч был казнен на берегу, и во время хоть и формального, но всё же судебного разбирательства он сумел составить своё зашифрованное «завещание».
С достоверностью, наверно, можно сказать одно: Оливье Левассер не раз посещал Сейшелы, и поэтому многие считают, что именно там укрыты сокровища с «Вьерж дю Кап».
*************
PirateGhostShip