Вторник, 19 Марта 2024, 07:07
Навигация
-> Главная
-> Статьи
-> Форум
-> Категории новостей
-> Файловый архив
-> Архив модов
-> Галерея
-> Видео архив
-> Фильмотека
-> Худ. галерея
-> Библиотека
-> Поиск
-> Каталог ссылок
-> Обратная связь
-> Памяти Беатрисс
 
Сейчас на сайте
-> Гостей: 7

-> Пользователей: 0

-> Всего пользователей: 8
-> Новый пользователь: Скайуокер
 
База игр
-> Корсары:
История Пирата


-> Skull & Bones
-> Assassin's Creed 4: Black Flag
-> Корсары
-> Пираты Карибского моря
-> Флибустьеры
-> Возвращение Морской Легенды
-> Пираты Российской Империи
-> Пираты Карибского моря: Новые Горизонты
-> Корсары III
-> Корсары 3: Сундук мертвеца
-> Корсары 3: Ветер Свободы
-> Корсары: Возвращение Легенды
-> Корсары: Город Потерянных Кораблей
-> Корсары 4
-> Приключения Капитана Блада
-> Корсары: Каждому своё!
-> Корсары: Проклятые Судьбой
-> Корсары 3: Тайны Дальних Морей
-> Корсары: Тайны Дальних Морей 2
-> Sid Мeier's Рirаtes
-> Головорезы: Корсары XIX века
-> Ост-Индская компания
-> Хозяева морей. Завоевание Америки
-> Pirates of the Caribbean: Armada of the Damned
-> Пираты Карибского моря. На краю света
-> Черный Корсар
-> Рыцари Морей
-> Тортуга
-> Тортуга 2: Проклятый Клад
-> Порт Рояль 2
-> Port Royale 4
-> Тропико 2: Пиратский остров
-> Век Парусников II
-> Пиратия
-> Pirates of the Caribbean Online
-> Пираты Онлайн
-> Корсары-Online
-> Морские разбойники
-> Pirates of Black Cove
-> Vendetta - Curse of Raven's Cry
-> Два мира II: Пираты Летучей крепости
-> Risen 2: Тёмные воды
-> Blood & Gold: Caribbean!
-> World of Warships
-> Затерянный Остров
-> Blackwake
-> The Pirate: Caribbean Hunt
-> New Dawn
-> Out of Reach: Treasure Royale
-> Tempest
-> Память моря. Легенды
-> Corsairs Legacy (Наследие Корсаров)

-> Все игры
 
Исторический раздел
-> Знаменитые пираты
-> Исторические материалы
-> История пиратства
-> Тактика морских разбойников
 
О нас
-> Команда сайта
-> Наши банеры
-> Обсуждение сайта
 
Случайный скриншот
Герой Николас!
Герой Николас!
Корсары
 
Реклама
 
Роль флибустьеров в борьбе за колониальный раздел Вест-Индии в 70-90-е годы XVII в.
 
Роль флибустьеров в борьбе за колониальный раздел Вест-Индии
в 70-90-е годы XVII в.


Впервые в отечественной историографии автор исследует роль флибустьеров в колониальном соперничестве Англии, Франции и Испании за господство в Карибском регионе в 70-90-е годы XVII в. В указанный период наиболее активно услугами флибустьеров пользовались губернаторы французских колоний на Антиллах, покровительство которых способствовало развитию флибустьерства в Вест-Индии в то время, когда Англия официально отказалась от поддержки этой разновидности морского разбоя.

В наших предыдущих статьях [1] исследовалась роль флибустьерства в колониальной экспансии европейских держав в Вест-Индии в 20-60-е годы XVII в. Цель данной статьи – выяснить, какую роль сыграли флибустьеры в колониальной борьбе за Вест-Индию в 70-90-е годы XVII вв., как и почему изменился характер морского разбоя к концу указанного столетия.
В отечественной историографии поднятые нами проблемы колониальной и морской истории пока не изучались. В зарубежной историографии о них можно найти упоминания лишь в общих работах по истории Вест-Индии [2], а также в многочисленных научно-популярных изданиях, посвященных истории пиратства и каперства в бассейне Карибского моря [3].
Для написания данной статьи мы использовали разнообразные источники XVII в. – официальную переписку представителей колониальных администраций с правительствами европейских стран, участвовавших в колониальной экспансии в Вест-Индии; переписку частных лиц – купцов, плантаторов, судовладельцев, агентов компаний и т.п.; отчеты командиров морских экспедиций, губернаторов колоний и инспекторов, изучавших положение дел в колониях; мемуары и дневники современников событий; тексты каперских и репрессальных грамот и т.д. [4]
Одной из особенностей 70-90-х годов XVII вв. было то, что Англия, добившись от Испании ряда уступок в колониальном вопросе (по Мадридскому миру 1670 г.), отказалась от открытой поддержки флибустьеров и запретила им базироваться в Порт-Ройяле на Ямайке [5], тогда как Франция продолжала покровительствовать пиратам разных национальностей, имевшим убежища на острове Тортуга и в западной части Гаити (т.е. в своей колонии, официально именовавшейся «Остров Тортю и Берег Сен-Доменг»). Кроме того, в военное время французские корсары и флибустьеры имели возможность базироваться на острове Мартиника, расположенном в группе Малых Антильских островов. Обострение франко-испанских отношений в 1676-1687 гг. создавало весьма благоприятную почву для расцвета французского флибустьерства и корсарства в Атлантике и, в частности, в бассейне Карибского моря.

В 1676 г. маркиз де Ментенон собрал у берегов Гаити флотилию из 11 или 12 французских и английских флибустьерских судов, имевших на борту от 600 до 800 людей, и решил нанести удар по испанским владениям в Венесуэле. Он высадил десант на острове Маргарита и 24 января 1677 г. без труда захватил город Асунсьон, который был полностью разорен [6]. Поскольку добыча оказалась скромной, маркиз вместе с капитанами флибустьеров взял курс на Куману. В марте корсары совершили высадку на берег и овладели городком Нуэва-Валенсия, где, как и на Маргарите, не нашли особых ценностей. После этого часть флибустьеров отделилась от маркиза. Отряд, возглавляемый французским капитаном П. Лагардом, а также англичанами Дж. Коксоном, П. Харрисом и др., атаковал и ограбил испанский город Санта-Марту в Новой Гранаде (совр. Колумбия). Среди заложников оказались самые именитые горожане – губернатор провинции В. С. Местре, декан Х. дель Торо и епископ Л. Фернандес-и-Пьедраита [7].
В ночь на 23 июля к Санта-Марте подошла армада де Барловенто – испанская военная флотилия, отправленная из Картахены. На ее борту находилось 500 солдат. Генерал-капитан флотилии А. де Кинтана решил дождаться рассвета, чтобы атаковать неприятеля, но в ту же ночь пираты покинули город, увезя с собой всех знатных заложников на Ямайку [8].
В феврале 1678 г. губернатор Сен-Доменга сьёр де Пуансэ собрал в Пти-Гоаве флотилию из дюжины корсарских кораблей с примерно 1000 флибустьеров и волонтеров. Они должны были присоединиться к экспедиции вице-адмирала графа д’Эстре, который после нападений на голландские колонии в Западной Африке и на острове Тобаго планировал захватить «жемчужину» Нидерландской Вест-Индии – остров Кюрасао. Флотилия де Пуансэ, в составе которой находился также корабль капитана Граммона «Ла Тромпёз», отплыла к Малым Антильским островам и в апреле объединилась с королевской эскадрой у острова Сент-Кристофер. Объединенный флот в составе 30 судов отправился к Кюрасао, но у островов Авес в ночь с 10 на 11 мая семь линейных кораблей, три транспорта и три флибустьерских судна потерпели крушение, более 500 моряков погибло [9]. Обескураженный граф разрешил Граммону забрать с разбитых кораблей все, что тот пожелает, и идти вместе с флибустьерами на все четыре стороны.
Покинув королевских моряков, Граммон с 8 судами и примерно 700 флибустьерами отправился в лагуну Маракайбо, чтобы опустошить находившиеся на ее берегах испанские поселения. О подробностях указанной экспедиции известно из отчета самого Граммона, написанного в декабре 1678 г., а также из анонимного французского отчета, датированного 11 февраля 1679 г. [10] Поход оказался успешным. Флибустьеры захватили и ограбили три города – Маракайбо, Гибралтар и Трухильо, взяли пять призов и, уходя, полностью разрушили форт Ла-Барра, находившийся у входа в лагуну. Добыча в монете, какао, рабах и различных товарах была оценена Граммоном в 150 тыс. экю [11].  
В конце 70-х и начале 80-х годов XVII в. банды французских и английских флибустьеров подвергли опустошению прибрежные районы Юкатана, Кубы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики, Панамы, Новой Гранады и Венесуэлы, разорив Портобело, Санта-Марию, Куману, Ла-Гуайру и Сан-Томе [12]. В 1683 г. более 1200 флибустьеров под командованием Н. ван Хоорна, Л. де Граффа и Граммона разграбили крупнейший испанский портовый город в Мексике – Веракрус. Сокровища и товары, захваченные здесь, оценивались в 1,5 млн пиастров. Примечательно, что испанский флот, натолкнувшийся на пиратские корабли, когда они с добычей уходили прочь, так и не отважился вступить с ними в сражение [13]. Через два года флибустьерская флотилия в составе 10 кораблей, 6 барок и двух десятков каноэ появилась на траверзе Чампотона – мексиканского селения, лежавшего в 14 лье к юго-западу от Кампече. В два часа ночи от 800 до 900 пиратов пересели в 22 каноэ, которые, «каждое под своим флагом», направились к входу в гавань Кампече. В ночь с 6 на 7 июля к каноэ подошли также флагманский корабль флотилии и две барки, а в 9 часов утра, оставив на судах 550 человек, десантный отряд из примерно 750 человек начал высаживаться на берег. Согласно испанским данным, в Кампече в то время насчитывалось лишь 300 боеспособных людей. Они вели себя крайне пассивно. Военный корабль, стоявший на якоре под стенами форта, успел произвести в сторону неприятеля лишь несколько выстрелов, после чего взорвался. Сломив сопротивление испанского гарнизона, флибустьеры захватили город, ограбили его и частично сожгли [14].
Прямым следствием пиратских действий против испанских колоний явилось обнищание и запустение многих некогда цветущих городов и селений. Так, после сожжения Панамы в 1671 г. испанцы отказались от ее возрождения на прежнем месте, построив рядом новый город. О старой Панаме сегодня напоминают лишь обгоревшие развалины, сохранившиеся до наших дней. Порт Номбре-де-Дьос, игравший в XVI в. важную роль в испанской колониальной торговле и по этой причине привлекавший к себе повышенное внимание пиратов, в XVII в. пришел в совершенный упадок. Английский флибустьер У. Дампир в 80-х годах указанного столетия записал в своем дневнике, что от Номбре-де-Дьос «теперь ничего не осталось, кроме названия» [15].
В рассматриваемый период флибустьеры стали наносить ощутимый урон не только испанской, но и английской коммерции. Запрещение флибустьерства на Ямайке (1671), англо-голландская война (1672-1674), легализация испанского корсарства в Вест-Индии (1674) и обострение англо-французского соперничества (70-90-е годы) поставили торговое судоходство и колонии англичан под удары их многочисленных противников. Особенно активно против английских судов и колоний действовали французские флибустьеры и корсары. Даже в начале 70-х годов, когда Англия и Франция официально считались союзниками, лондонский Совет по делам плантаций вынужден был рассматривать вопросы о потерях, связанных с пиратскими действиями французов в Вест-Индии. В 1680 г. вице-губернатор Ямайки Г. Морган жаловался английскому правительству на французов, захвативших на острове Сен-Мартен английское невольничье судно с партией рабов, золотом и грузом слоновой кости [16]. В 1683 г. губернатор Ямайки Т. Линч отправил в Совет по делам плантаций несколько жалоб на грабежи флибустьеров, «прикрывавшихся каперскими свидетельствами от французского губернатора» [17]. Лондон был серьезно озабочен многочисленными сообщениями из Вест-Индии о «пиратских акциях французов, совершающихся ежедневно к всеобщему разорению и расстройству английской торговли» [18].
Война 1688-1697 гг. дала новый толчок антибританским акциям французских корсаров и флибустьеров. К концу войны они захватили около 4 тыс. английских судов [19]. Серьезный урон был нанесен английской работорговле [20]. Систематическому грабежу подвергались жители прибрежных районов Британской Вест-Индии. Летом 1689 г. французская экспедиция в составе 6 военных кораблей, 14 корсарских судов и 23 шлюпов, усиленная отрядом из 120 флибустьеров, атаковала английскую колонию на острове Сент-Кристофер и подвергла ее полному разорению [21]. В 1693 г. французские корсары разграбили английскую колонию на острове Монтсеррат. О последствиях подобных набегов можно судить по наблюдениям миссионера Ж.-Б. Лаба. Рассказывая об острове Ангилья, он заметил, что находившаяся там английская колония, «подвергаясь постоянным грабежам со стороны наших корсаров, обрела, наконец, безопасность в нищете, из-за чего некогда частые визиты наших людей пошли на убыль» [22].
Ассамблея Ямайки в 80-90-е годы XVII в. вынуждена была постоянно рассматривать вопрос, как «предотвратить ежедневные грабежи французскими приватирами наших берегов» [23]. Самый крупный набег на остров был осуществлен экспедицией 1694 г., в которой участвовали 22 корабля с 278 пушками и 3164 человека (включая от 1300 до 1500 флибустьеров и волонтеров с Сен-Доменга). Общее командование французскими силами вторжения осуществлял губернатор Сен-Доменга Ж.-Б. Дюкасс, флибустьеров возглавлял Ж. Ле Гофф де Борегар и Ф. Лесаж, волонтеров – экс-флибустьер Л. де Графф. В июне и июле они опустошили прибрежные районы Ямайки, взяв добычу на 60 тыс. ф. ст. Согласно данным У. Бистона, во время французского нападения было уничтожено 50 предприятий по производству сахара, 200 домов и много плантаций в приходах Сент-Томас и Сент-Дэвид; пострадали также приходы Сент-Джордж и Сент-Мэри. В Очо-Риос французы захватили несколько торговых судов. Кроме того, на Сен-Доменг было увезено от 1300 до 1600 негров-рабов [24].
Страдала от морского разбоя и голландская посредническая торговля. Крупные экспедиции против голландских колоний были предприняты французскими корсарами и флибустьерами в 1673, 1678, 1684 и 1689 гг.
Что касается французского судоходства и французских колоний, то они страдали в основном от действий английских, голландских и испанских рейдеров, и в меньшей степени – от действий иностранных пиратов. Нападать на французские колонии, многие из которых находились под охраной флибустьеров, отваживались только крупные морские и сухопутные отряды противников Франции. По свидетельству Лаба, в городе Кап-Франсэ на Гаити в конце XVII в. не было фортификационных сооружений, и гарнизон его насчитывал лишь 200 солдат. Реально защитить город от вражеских набегов могли только флибустьеры и буканьеры, составлявшие основную массу колонистов [25].
До конца XVII в. флибустьеры объективно продолжали выступать лоцманами английского и французского колониализма. Их дружеские отношения со многими индейскими племенами Южной и Центральной Америки подготавливали благоприятную почву для проникновения на материк противников Испании. Власти испанских колоний были обеспокоены не только тем, что индейцы принимали участие в походах английских и французских флибустьеров, но и тем, что, захватив с помощью индейцев земли Панамского перешейка, Коста-Рики и Никарагуа, враги испанской короны могли стать хозяевами Антильских и южных морей. Ф. Кореал, побывавший с английскими флибустьерами в Дарьене (1681) и наблюдавший их дружеские отношения с индейцами, отметил в своих записках, что если соперники Испании однажды станут обладателями коммуникаций между Карибским морем и Тихим океаном, «вся торговля страны скоро попадет в руки новых хозяев» [26]. У. Дампир вспоминал, что когда флибустьеры захватили на борту испанских судов около 1000 африканских невольников, они планировали поселиться с ними на Дарьенском перешейке в Панаме и использовать их труд на добыче золота. В этом начинании им должны были помочь индейцы и «многие тысячи буканиров с Ямайки и французских островов» [27]. Хотя проект флибустьерской колонизации не был осуществлен, он привлек к себе внимание европейских предпринимателей, и в конце XVII в. в Дарьене возникла шотландская колония Новая Каледония.
Благодаря флибустьерам Англия сумела установить протекторат над Москитовым берегом Никарагуа. Местные индейцы признали английского короля своим сюзереном и, по словам Дампира, «считали губернатора Ямайки одним из величайших государей в мире» [28].
Завершая изучение вопроса о роли флибустьерства в колониальной экспансии европейских держав в Вест-Индии в 70-90-х годах XVII в., следует обратить внимание на изменение характера и целей этого промысла в указанный период времени.
Военное и экономическое ослабление Испании, развитие английских, французских и голландских колоний, рост международной торговли постепенно пришли в противоречие со сложившейся в Карибском регионе системой флибустьерства. В последней четверти XVII в. морской разбой в антильских водах стал приносить все больший материальный ущерб тем государствам, которые на протяжении 150 лет считали его наиболее эффективным средством борьбы с колониальными и торговыми соперниками в Вест-Индии и важным источником наживы. Что же произошло? По подсчетам французских экономистов, к 1670 г. объем торговли европейских держав с Вест-Индией превышал 38 млн лир. При этом на долю Испании приходилось всего 3 млн лир, на долю Фландрии, Дании и Швеции – 4 млн, на долю Англии – 5 млн, Франции – 6 млн, Генуи, Неаполя и Ливорно – 7 млн, Голландии, Гамбурга и Данцига – 10 млн лир [29]. Большая часть грузов, шедшая из Америки в Испанию (90%) принадлежала иностранным предпринимателям, поэтому от пиратских набегов на испанские суда во второй половине XVII в. начали страдать не столько испанские купцы и судовладельцы, сколько голландские, английские, немецкие, итальянские и французские дельцы, вложившие деньги в испано-американскую торговлю. К этому времени постоянного государственного флота у Испании практически не было – государство арендовало суда у частных лиц и компаний. Многие корабли покупались за границей, в частности, в Голландии [30].
Таким образом, с ростом международной торговли все острее становилась задача очистки морских дорог  от флибустьеров и пиратов. После Мадридского мира 1670 г. английское правительство предприняло первые серьезные шаги по ликвидации английского флибустьерства в Карибском море. Флибустьерам, проявившим покорность, жаловалась амнистия. Все, чем они владели, оставалось в их распоряжении, кроме десятой и пятнадцатой частей добычи, которые передавались в пользу короля и лорда-адмирала. Пиратам, пожелавшим приобщиться к земледелию, правительство обещало выделить на Ямайке по 35 акров земли «в вечное пользование». Кто хотел, мог заняться торговлей или поступить на службу в военный флот [31].
Лишившись удобной базы на Ямайке, многие флибустьеры перебрались во французские гавани на Тортуге и Гаити и, приобретя французские каперские свидетельства, стали нападать не только на испанские, но также на английские и голландские торговые суда и прибрежные поселения. Ямайские власти вынуждены были разработать ряд дополнительных мер, чтобы «напугать, уменьшить  и наказать всех пиратов» [32]. В мае 1680 г. в Виндзоре был подписан новый англо-испанский договор, по которому обе стороны обязались приложить максимум усилий к очистке Карибского моря от пиратов. Акт ямайской ассамблеи 1683 г. приравнял флибустьеров к обычным пиратам. В 1687 г. Яков II Стюарт издал указ о «более эффективном сокращении и подавлении пиратов и приватиров (здесь – флибустьеров, - В.Г.) в Америке, как на море, так и на суше, которые в большом количестве совершают частые разбои, нанося огромный ущерб и препятствуя торговому обмену и коммерции» [33]. В Вест-Индию была отправлена эскадра Р. Холмса, уполномоченного предоставить амнистию тем пиратам, которые в течение двенадцати месяцев добровольно сдадутся властям. Количество пиратов в антильских водах временно уменьшилось, но после ухода эскадры Холмса и начала войны Аугсбургской лиги (1688-1697) пиратство и каперство в Карибском море вновь расцвели пышным цветом.
Основная масса флибустьеров Тортуги и Сен-Доменга к концу XVII в. была поглощена французской колониальной системой. В 1684 г. Сен-Доменг был разделен на четыре судебных округа с центрами в Леогане, Пти-Гоаве, Пор-де-Пэ и Кап-Франсэ. В колонии начали возникать судебные учреждения, строиться церкви и тюрьмы. Стремясь подорвать независимое положение последних флибустьеров Тортуги и укрепить северную часть Сен-Доменга, губернатор Ж.-Б. Дюкасс в 1691 г. принял решение переселить жителей Тортуги в район Кап-Франсэ.
В то время население острова составляло менее ста человек. Примечательно, что, назначая новых королевских офицеров в отдельные административно-территориальные районы колонии, Дюкасс полностью пренебрег Тортугой. В конце 1691 г. он объявил, что собирается вывезти последних жителей Тортуги на Сен-Доменг, поскольку их худосочное поселение оторвано от остальной части колонии. Это мероприятие он обещал осуществить «разумно, в силу необходимости и мягко». В 1692 г. Дюкасс писал министру флота и колоний Л.-Ф. де Поншартрэну:
«Остров Тортуга совершенно не заслуживает внимания; это неприступная скала, где сейчас насчитывается около 60 – 70 человек, способных носить оружие; тамошняя торговля дает лишь 7 – 8 тысяч экю. Этот остров был первым завоеванием французов и убежищем пиратов в течение сорока лет. Сегодня он не дает ничего; люди, которые там находятся, остаются там лишь для того, чтобы пребывать в безделье и праздности…» [34]
В 1694 г. последние колонисты Тортуги были посажены на суда и перевезены на северное побережье Эспаньолы. Старейшая флибустьерская база Вест-Индии прекратила свое существование.
Остатки флибустьеров базировались в Пти-Гоаве. Их участие в экспедиции барона де Пуанти на испанский город Картахену (1697) можно рассматривать как «лебединую песню» флибустьерства [35].
Утратив штаб-квартиры на Ямайке, Тортуге и Гаити, лишившись покровительства и материальной поддержки со стороны правительственных и деловых кругов Англии и Франции, преследуемые военными кораблями, флибустьеры к началу XVIII в. сошли с исторической арены. На смену им пришли так называемые классические пираты, которые, подняв на мачтах черные флаги, объявили войну всему человечеству.
Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы:
1. В последней трети XVII в. флибустьеры Вест-Индии продолжали оставаться главной ударной силой в колониальном и торговом соперничестве западноевропейских государств. Их набеги на торговые суда и прибрежные поселения способствовали разорению одних участников вооруженных конфликтов и обогащению других.
2. Флибустьеры продолжали осваивать неконтролируемые испанцами земли Испанской Америки, осуществляя разведку и основывая временные поселения на Юкатане (лагуна Терминос, Белиз), на островах Гондурасского залива, на Москитовом берегу Никарагуа. Здесь возникали не только пиратские убежища, но и поселки заготовителей кампешевого дерева.
3. Являясь независимым «пограничным сообществом», флибустьеры охотно принимали в свои ряды беглых рабов и каторжников, дезертировавших солдат и матросов, разорившихся фермеров, ремесленников и мелких торговцев. Тем самым они способствовали оттоку из английских, французских и голландских колоний наиболее бунтарских элементов.
4. Проживая в английских и французских колониях или в непосредственной близости от них, флибустьеры способствовали защите этих колоний от вражеских вторжений.
5. Снаряжая свои суда в указанных колониях, а затем сбывая там награбленную добычу, флибустьеры играли важную роль в процессе первоначального накопления.
6. Систематическое разорение флибустьерами испанских приморских поселений и разрушение фортификационных сооружений вело к ослаблению позиций испанской короны в Карибском регионе, вынуждало испанскую казну тратить огромные средства на восстановление разрушенных и сожженных городов, фортов и поселков.
7. Вытеснение испанских купцов и судовладельцев из испано-американской торговли их конкурентами из Голландии, Англии, Франции, итальянских и германских земель, а также из скандинавских стран к концу XVII в. привело западноевропейские державы к необходимости очистки морских дорог и островов Вест-Индии от независимых флибустьерских сообществ.
8. Репрессивные меры, предпринятые правительствами западноевропейских держав в отношении флибустьеров, и увеличение числа военных кораблей на морских коммуникациях Вест-Индии привели к постепенному сокращению численности флибустьеров и их перерождению в обычных пиратов.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Губарев В. К. Неофициальная война: особенности англо-испанского колониального соперничества в Вест-Индии в 1660-1671 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія „Гуманітарні науки”. Вип. 57. – Донецьк: ДНТУ, 2002. – с. 40–50; Губарев В. К. Тортуга – цитадель флибустьеров (1630-1692 гг.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецк, 2004. – № 3. – с. 33–44; Губарев В. К. Компания острова Провиденс и англо-испанское соперничество в Вест-Индии в 1630-1644 гг. // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія „Гуманітарні науки”. Вип. 86. – Донецьк: ДонНТУ, 2005. – с. 73–80; Губарев В. К. Флибустьерский кодекс: образ жизни и обычаи пиратов Карибского моря (60-90-е годы XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецк, 2005. – № 3. – С. 39– 49; Губарев В. К. Санкционирование и инвестирование корсарского промысла в Вест-Индии (первая половина XVII в.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецьк, 2006. – № 1. – с. 17–29; Губарев В. К. Морской разбой в Вест-Индии как источник первоначального накопления капитала (1621-1697 гг.) // Наука. Релігія. Суспільство. – Донецьк, 2006. – № 2. – С. 21–30; Губарев В. К. Деятельность шевалье де Фонтенэ в контексте франко-испанской колониальной борьбы за Америку (50-е годы XVII в.) // Наукові праці Донецького національного технічного університету. Серія: Гуманітарні науки. Вип. 4 (115). – Донецьк: ДонНТУ, 2006. – С. 66–73; Губарев В. К. Приватир Его Величества // Морская война. – Москва, 2009. – № 2. – С. 2–5; Губарев В. К. Рейдерские операции К. Мингса в Вест-Индии в конце 50 – начале 60-х годов XVII в. // Історичний вісник. Зб. наук. праць. Вип. 1. – Донецьк: ДонНТУ, 2010. – С. 93–104; Губарев В. К. Ф.Левассёр – первый французский губернатор Тортуги // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – 2012. – № 1005: Сер. «Історія». – Вип. 45. – С. 65–73.
2.    Bridges G. W. The annals of Jamaica. 2 vols. / George Wilson Bridges. – L.: John Murray, 1827. – Vol. I; Rodway J. The West Indies and Spanish Main. – L.: T Fisher Unwin, The Story of the Nations; N.Y.: GP Putnam’s Sons, 1896; Anderson C. L. G. Old Panama and Castilla del Oro; a narrative history of the discovery, conquest, and settlement by the Spaniards of Panama, Darien, Veragua, Santo Domingo, Santa Marta, Cartagena, Nicaragua, and Peru / Charles Loftus Grant Anderson. – Boston: The Page Company, 1914; Newton A. P. The European nations in the West Indies, 1493-1688 / Arthur Percival Newton. – L.: A. and C. Black, Ltd., 1933; Crouse N. M. French Pioneers in the West Indies, 1624 – 1664 / N. M. Crouse. – N.Y.: Columbia Univ. Press, 1940; Crouse N. M. The French Struggle for the West Indies, 1665 – 1713 / N. M. Crouse. – N.Y.: Columbia Univ. Press, 1943; Burns A. History of the British West Indies. – L.: George Allen and Unwin, 1954; Thornton A. P. West India policy under the Restoration / Archibald Paton Thornton. – Oxford: Clarendon Press, 1956; Waugh A. A family of Islands. A history of  the West Indies from 1492 to 1898 / Alec Waugh. – Garden City: Doubleday and Co, 1964; Roberts W. A. The Caribbean. The Story of Our Sea of Destiny / Walter Adolphe Roberts. – N.Y.: Negro Universities Press, 1969; Hurwitz S. J. and Hurwitz E. F. Jamaica. A Historical Portrait. – L.: Pall Mall Press, 1971; Fernandez L. Historia de Costa Rica durante la dominacion española 1502-1821. – San Jose: Ed. Costa Rica, 1975; Pawson M., Buisseret D. Port Royal, Jamaica. – Kingston: University of the West Indies Press, 2000.
3.    Свет Я. М. Пираты антильских морей // Новая и новейшая история. – 1966. – № 1. – С. 132-144; № 2. – С. 106-115; Маховский Я. История морского пиратства / Яцек Маховский. – М.: Наука, 1972; Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя / Д. Н. Копелев. – М.: Остожье, 1997; Burney J. History of the Buccaneers of America / J. Burney. – L.: L. Hansard and Sons, 1816; 1949; Архенгольц И. В. фон. История флибустьеров, морских разбойников, опустошавших Испанскую Америку в XVII столетии / Иоганн-Вильгельм фон Архенгольц. – СПб., 1847; Архенгольц Ф. История морских разбойников Средиземного моря и Океана. – М.: Новелла, 1991; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVII Century / Clarence Henry Haring. – N.Y.: E. P. Dutton and Company, 1910; Hamden, Conn.: Archon Books, 1966; Barbour V. Privateers and Pirates of the West Indies // The American Historical Review. – April 1911. – Vol. XVI, № 3; Pringle P. Jolly Roger. The Story of the Great Age of Piracy / Patrick Pringle. – N.Y.: W. W. Norton, 1953; Carse R. The Age of Piracy; a History / Robert Carse. – N.Y.; Toronto: Rinehart & Co., Inc, 1957; Gall J. y F. El Filibusterismo / Jacques y François Gall. – Mexico; Buenos Aires: Fondo de Cultura Económica, 1957; Merrien J. Histoire mondiale des pirates, flibustiers et negriers / Jean Merrien. – P.: Les Editions Bernard Grasset, 1959; Blond G. Histoire de la flibuste /George Blond. – Paris: Stock, 1969; Mota F. Piratas en el Caribe / Francisco Mota. – La Habana: Casa de las Americas, 1984; Camus M.C. L’ile de la Tortue au coeur de la Flibuste caraïbe. Preface de Pierre Pluchon / Michel Christian Camus. – Paris; Montreal, 1997; Lane K. E. Pillaging the empire: piracy in the Americas, 1500-1750 / Kris E. Lane. – N. Y.: M.E. Sharpe, 1998; Konstam A., McBride A. Buccaneers, 1620-1700 / Angus Konstam, Angus McBride. – Oxford: Osprey, 2000; Latimer J. Buccaneers of the Caribbean: how piracy forged an empire / Jon Latimer. – Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009; Marley D. Pirates and Privateers of the Americas / David F. Marley. – Santa Barbara: CA u.a. ABC-Clio, 1994; Marley D. Wars of the Americas: A Chronology of Armed Conflict in the New World, 1492 to the Present / David F. Marley. – Santa Barbara: ABC-CLIO, 1998; Marley D. F. Pirates of the Americas. Vol. 1 – 2 / David F. Marley. – Santa Barbara, Calif.: ABC-CLIO, 2010.
4.    Эксквемелин А. О. Пираты Америки / Александр Оливье Эксквемелин. – М.: Мысль, 1968; Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. 1661-1739. – L.: Public Record Office, 1880-1994. – Vol. 5 – 45;  Charlevoix P.-F.-X. de. Histoire de l’Isle Espagnole ou de S. Domingue. Ecrite particulierement sur des Memoires Manuscrits du P. Jean-Baptiste le Pers… T. I – IV. – Amsterdam: Chez Francois L’Honore, 1733; Dampier W. A New Voyage round the World, etc. / William Dampier. – L.: Printed for James Knapton, MDCXCVII [1697]; Documents relating to law and custom of the sea / Ed. by R. G. Marsden. – L.: Navy Records Soc., 1915-1916. – Vol. I – II; Labat J.-B. Nouveau voyage aux isles de l’Amerique. T. I – VI / J.-B. Labat. – Paris: G. Cavelier ; P.-F. Giffard, 1722; Labat J.-B. Viajes a las islas de la America / Selección y traducción de Francisco de Oraá. – La Habana: Casa de las Américas, 1979; Les Archives de la flibuste: Dépôt de documents relatifs aux flibustiers, pirates et corsaires de la Jamaïque, de Saint-Domingue et autres lieux en Amérique provenant de divers fonds d'archives anglais, français, espagnols et néerlandais réunis, retranscrits et adaptés par Le Diable Volant [R. Laprise] / http://www.geocities.com/trebutor/ADF2005; Privateering and Piracy in the Colonial Period: Illustrative Documents / Ed. by J. F. Jameson. – N. Y.: The Macmillan Company, 1923; Relations et memoires inedits pour servir a l’histoire de la France dans les pays d’outre-mer tires des archives du ministere de la marine et des colonies / Publ. par Pierre Margry. – Paris: Challamel aine, 1867; Documents Illustrative of the History of the Slave Trade to America / Ed. by E. Donnan. – N. Y.: Octagon, 1969. – Vol. III; Royal Instructions to British Colonial Governors. 1670-1776 / Ed. by L. W. Labaree. – N. Y.; L.: D. Appleton – Century Company Inc., 1935. – Vol. I.
5.    Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Volume 7: 1669-1674. – L.: Public Record Office, 1889. – № 367.
6.    Marley D. Wars of the Americas: A Chronology of Armed Conflict in the New World, 1492 to the Present / David F. Marley. – Santa Barbara: ABC-CLIO, 1998. – P. 285; Marley D. Pirates of the Americas. Vol. 1 – 2 / David F. Marley. – Santa Barbara, Calif.: ABC-CLIO, 2010. – P. 224.
7.    Calendar of State Papers, Colonial Series: America and West Indies. Volume 10: 1677-1680. – L.: Public Record Office, 1896. – № 347; Haring C. H. The Buccaneers in the West Indies in the XVII Century / Clarence Henry Haring. – Hamden, Conn.: Archon Books, 1966. – P. 219; Губарев В. К. Лихое братство Тортуги и Ямайки. – М.: Вече, 2012. – С. 155.
8.     Губарев В. К. Лихое братство… – С. 156-157; Marley D. Pirates of the Americas…  – P. 89-90.
9.    Le naufrage de l'île d'Avés (1678) / Les Archives de la flibuste: Dépôt de documents relatifs aux flibustiers, pirates et corsaires de la Jamaïque, de Saint-Domingue et autres lieux en Amérique provenant de divers fonds d'archives anglais, français, espagnols et néerlandais réunis, retranscrits et adaptés par Le Diable Volant [R. Laprise]. [Эл. ресурс:] http://membre.oricom.ca/yarl/archives/1672/16780602mericourt.html; Marley D. Wars of the Americas... – P. 186.
10.     Relation par Grammont de son voyage à Maracaïbo, décembre 1678 /  Les Archives de la flibuste: Dépôt de documents relatifs aux flibustiers, pirates et corsaires de la Jamaïque, de Saint-Domingue et autres lieux en Amérique provenant de divers fonds d'archives... [Эл. ресурс:] http://membre.oricom.ca/yarl/archives/1672/16781231grammont.html; Relation anonyme d'un voyage de Granmont / Ibid. – [Эл. ресурс:] http://membre.oricom.ca/yarl/archives/1672/16790211maracaibo.html; Marley D. Wars of the Americas... – P. 187.
11.     Haring C. H. Op. cit. – P. 222; Губарев В. К. Лихое братство… – С. 157-166.
12.     Privateering and Piracy… – P. 84-89; 92-99; The History of the Bucaniers of America. In Two Volumes. Vol. I. – L.: T. Evans, MDCCLXXI [1771]. – P. 243-247; Haring C. H. Op. cit. – P. 223-225; Marley D. Pirates of the Americas… – P. 90-91; Губарев В. К. Лихое братство…  – С. 166-173.
13.     The voyages and adventures of Capt. Barth. Sharp and others, in the South Sea: being a journal of the same, also Capt. Van Horn with his Buccanieres surprizing of la Vera Cruz to which is added The true Relation of Sir Henry Morgan, his Expedition against the Spaniards in the West-Indies, and his taking Panama. Together with The President of Panama's Account of the same Expedition: Translated out of Spanish. And Col. Beeston's adjustment of the Peace between the Spaniards and English in the West Indies. – L.: Printed by B.W. for R.H. and S.T., 1684. – P. 115-120; Marley D. Pirates of the Americas… – P. 101, 158-159; Губарев В. К. Лихое братство… - С. 193-201; Архенгольц Ф. Указ. соч. – С. 52-55.
14.     Marley D. Pirates of the Americas… - P. 159-161; Губарев В. К. Лихое братство… - С. 201-205; Архенгольц Ф. Указ. соч. – С. 56-59.
15.     Цит. по: Haring C. H. Op. cit. – P. 18.
16.     Documents Illustrative of the History of the Slave Trade to America / Ed. by E. Donnan. – Vol. III. – P. 15.
17.     Documents relating to law and custom of the sea / Ed. by R. G. Marsden. – L.: Navy Records Soc., 1916. – Vol. II. – P. 104.
18.     Ibidem.
19.     Guttridge G. H. The colonial policy of William III in America and the West Indies. – Cambridge: The Cambridge Univ. Press, 1922. – P. 155.
20.     Documents Illustrative of the History of the Slave Trade to America / Ed. by E. Donnan. – Washington: Carnegie, 1930. – Vol. I. – P. 308, 391. 414.
21.     Crouse N. M. The French Struggle for the West Indies, 1665 – 1713... – P. 155-156; Губарев В. К. Пираты Карибского моря: Жизнь знаменитых капитанов / Виктор Губарев. – М.: Эксмо, 2009. – С. 280-281.
22.     Labat J.-B. Viajes a las islas de la America / Selección y traducción de Francisco de Oraá. – La Habana: Casa de las Américas, 1979. – P. 263.
23.     Цит. по: Crouse N. M. The French Struggle… – P. 190.
24.     Bridges G. W. Op. cit. – P. 312-323; Haring C. H. Op. cit. – P. 190-196; Cundall F. Studies in Jamaica History. – L.: Sampson Low, Marston and Company, 1900. – P. 23-29.
25.     Labat J.-B. Op. cit. – P. 235.
26.     Voyages de François Coreal aux Indes occidentals, contenant ce qu’il y a vu de plus remarquable pendant son sejour depuis 1666 jusqu’en 1697. – Amsterdam, 1722. – T. I. – P. 112.
27.     Dampier W. A New Voyage round the World, etc. – P. 159.
28.     Ibid. – P. 11.
29.     См.: Ланитцки Г. Амфоры, затонувшие корабли, затопленные города. – М.: Прогресс, 1982. – С. 96-97.
30.     Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1951. – Том II. – С. 191.
31.     Royal Instructions to British Colonial Governors. 1670-1776. – Vol. I. – P. 447-448.
32.     Documents Illustrative of the History of the Slave Trade to America / Ed. by E. Donnan. – Washington: Carnegie, 1930. – Vol. I. – P. 198.
33.     Burney J. History of the Buccaneers of America / J. Burney. – L.: L. Hansard and Sons, 1949. – P. 351.
34.     Relations et memoires inedits pour servir a l’histoire de la France dans les pays d’outre-mer tires des archives du ministere de la marine et des colonies / Publ. par Pierre Margry. – Paris: Challamel aine, 1867. – P. 293 ; Губарев В. К. Пираты острова Тортуга. – М.: Вече, 2011. – С. 365; Camus M.C. L’ile de la Tortue au coeur de la Flibuste caraïbe. – P. 86-87; Moreau de Saint-Mery M. L. E. Description topographique, physique, civile, politique et historique de la partie francaise de l’ile Saint-Domingue... par M. L. E. Moreau de Saint-Mery. Deuxieme edition. Tome deuxieme. – Paris: Ed. Par L. Guerin et C, 1875. – P. 430.
35.     An Authentick and Particular Account of the Taking of Carthagena by the French, In the Year 1697… By the Sieur Pointis, Commander in Chief. The Second Edition. – L.: Olive Payne, 1740; Morgan W. T. The Expedition of Baron de Pointis against Cartagena // The American Historical Review. – 1932. – Vol. 37. – No 2. – P. 237-254.
Последние сообщения на форуме
 
Тема
Автор
Дата
Просмотров
Ответов
Caribbean Legend - Микро-квесты 19.03.24, 08:05
4248
35
Caribbean Legend - Технические вопросы 19.03.24, 07:57
8290
86
Caribbean Legend - Отзывы и обсуждение 19.03.24, 07:54
7420
63
Caribbean Legend - Мерзкий божок 19.03.24, 00:32
6226
49
К:КС-Парусная регата 19.03.24, 00:02
912999
1476
Topic No. 61680546 18.03.24, 20:57
299
2
Корсары ГПК: Реконструкция 1.4.2.5 18.03.24, 19:36
123763
406
К:ГПК 1.3.2АТ - квест "Сопровождение флейта "Орион" 18.03.24, 01:16
631744
639
К:КС-Пиратская Сага 17.03.24, 19:00
8968593
11038
Caribbean Legend - Пиратская Сага 17.03.24, 17:46
4677
35
Реклама
 
Наши Проекты
Форум
Пустошь Мутантов
История Пирата
Новые Горизонты [RUS]
В Контакте



 
Последние статьи
-> Алистер Маклин «Крей...
-> Pirates of the Burni...
-> Сесил Скотт Форестер...
-> Карл Дёниц «Десять л...
-> Эрих Редер «Гросс-ад...
 
Файловый архив

Новые загрузки

-> Модификация "Ne...
-> Ресурсы городов
-> Мод-пак "Корсар...
-> Мод-пак "Корсар...
-> Корсары: Город ...

ТОП 5 загрузок

-> Мод-пак "Корсар... [181747]
-> Патч к игре Кор... [128814]
-> Корсары: Город ... [106496]
-> Патч к игре Кор... [96949]
-> Адд-он Возвраще... [89050]
 
Коллекция аватар
-> Пираты
-> Джек Воробей и К
-> Парусники
-> Морские пейзажи
 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< < > >>