Вторник, 19 Марта 2024, 10:20
Навигация
-> Главная
-> Статьи
-> Форум
-> Категории новостей
-> Файловый архив
-> Архив модов
-> Галерея
-> Видео архив
-> Фильмотека
-> Худ. галерея
-> Библиотека
-> Поиск
-> Каталог ссылок
-> Обратная связь
-> Памяти Беатрисс
 
Сейчас на сайте
-> Гостей: 10

-> Пользователей: 0

-> Всего пользователей: 8
-> Новый пользователь: Скайуокер
 
База игр
-> Корсары:
История Пирата


-> Skull & Bones
-> Assassin's Creed 4: Black Flag
-> Корсары
-> Пираты Карибского моря
-> Флибустьеры
-> Возвращение Морской Легенды
-> Пираты Российской Империи
-> Пираты Карибского моря: Новые Горизонты
-> Корсары III
-> Корсары 3: Сундук мертвеца
-> Корсары 3: Ветер Свободы
-> Корсары: Возвращение Легенды
-> Корсары: Город Потерянных Кораблей
-> Корсары 4
-> Приключения Капитана Блада
-> Корсары: Каждому своё!
-> Корсары: Проклятые Судьбой
-> Корсары 3: Тайны Дальних Морей
-> Корсары: Тайны Дальних Морей 2
-> Sid Мeier's Рirаtes
-> Головорезы: Корсары XIX века
-> Ост-Индская компания
-> Хозяева морей. Завоевание Америки
-> Pirates of the Caribbean: Armada of the Damned
-> Пираты Карибского моря. На краю света
-> Черный Корсар
-> Рыцари Морей
-> Тортуга
-> Тортуга 2: Проклятый Клад
-> Порт Рояль 2
-> Port Royale 4
-> Тропико 2: Пиратский остров
-> Век Парусников II
-> Пиратия
-> Pirates of the Caribbean Online
-> Пираты Онлайн
-> Корсары-Online
-> Морские разбойники
-> Pirates of Black Cove
-> Vendetta - Curse of Raven's Cry
-> Два мира II: Пираты Летучей крепости
-> Risen 2: Тёмные воды
-> Blood & Gold: Caribbean!
-> World of Warships
-> Затерянный Остров
-> Blackwake
-> The Pirate: Caribbean Hunt
-> New Dawn
-> Out of Reach: Treasure Royale
-> Tempest
-> Память моря. Легенды
-> Corsairs Legacy (Наследие Корсаров)

-> Все игры
 
Исторический раздел
-> Знаменитые пираты
-> Исторические материалы
-> История пиратства
-> Тактика морских разбойников
 
О нас
-> Команда сайта
-> Наши банеры
-> Обсуждение сайта
 
Случайный скриншот
 
Реклама
 
Арсений Рагунштейн «Сокровища погибших кораблей»
 

По сути, «Сокровища погибших кораблей» — это сборник коротеньких историй о конкретных затонувших судах с главами общеисторического характера в начале каждого раздела. В основном автор рассказывает о кораблях, перевозивших золото, серебро и другие ценности; больше всего внимания он уделил испанским галеонам, разобрал несколько кораблекрушений пароходов времён золотых лихорадок в Калифорнии и Австралии, нашлось место и для легендарного «Принца», затонувшего в Балаклавской бухте во время Крымской войны. Несколько глав посвящены другим кораблекрушениям — например, гибели коффа «Фрау Мария», перевозившего картины, закупленные в Европе по указанию Екатерины II.

Читать весьма любопытно, а суммы утонувших и частично найденных и поднятых сокровищ приятно тешат воображение. Стиль изложения у Рагунштейна вполне хороший, разве что слегка однообразный — но ведь и книга состоит из множества похожих историй.

Тематика книги несколько шире, чем можно было бы подумать по названию, и не ограничивается только подводной археологией. В вводных главах в начале каждого раздела содержится масса интереснейшей информации об историческом контексте и особенностях мореплавания в эпоху, которой посвящён раздел. Здесь есть сведения о добыче золота и серебра в Вест-Индии, о чеканке испанских монет, о правилах перевозки драгоценных грузов, о системе организации конвоев, перевозивших ценности из Мексики и Панамы в Испанию, о маршрутах золотых флотов и манильских галеонов. Новостью для меня оказалось то, что в составе команд испанских галеонов большинство составляли иностранцы, причём среди них было много разных маргиналов. При таких условиях неудивительно, что матросы испанских кораблей не слишком сопротивлялись пиратам, а нередко и пополняли их команду после захвата. Довольно подробно Рагунштейн разбирает историю создания и деятельности Ост-Индских компаний, причём не только широко известных английской и голландской, но и шведской.

Уходили на дно корабли по разным причинам. Чаще всего такой причиной становился шторм, особенно если он заставал корабль недалеко от коралловых рифов или опасных мелей, иногда – навигационные ошибки, неполнота географических карт. Наконец, часть кораблей погибла в результате военных действий или нападений пиратов. В Карибском море при кораблекрушении корабли чаще всего разбивались на рифах и разваливались на несколько частей, в результате чего груз оказывался рассыпанным по морскому дну. Обломки довольно быстро зарастали кораллами, которые скрывали и рассеянные драгоценности. В бухте Виго, в которой в результате нападения английской эскадры погиб золотой флот 1702 года, наоборот, сравнительно хорошо сохранились целые корпуса кораблей. Кстати, судя по историческим свидетельствам, на дне бухты Виго ничего существенного нет и никогда не было: королевская часть груза была заблаговременно свезена на берег, а остальное было захвачено английскими моряками. Несмотря на это, подводные сокровища бухты Виго считаются одними из самых легендарных. Даже Жюль Верн со своим капитаном Немо мимо не прошёл.

Чаще всего мореходные качества торговых кораблей, в том числе и испанских галеонов, ухудшались из-за перегруженности. Нерационально загруженные даже официальным грузом, галеоны везли ещё и контрабанду. Во время спасательной операции по подъёму ценностей галеона «Иисус Мария де ла Лимпия Консепьсон», затонувшего в 1654 году недалеко от Гуаякиля, разразился скандал, когда выяснилось, что сумма поднятых со дна ценностей уже превышает ту, которая была погружена на корабль по официальным документам, в несколько раз. Тихоокеанские галеоны вообще нередко везли контрабандное серебро, которое можно было выгодно продать в Китае, вместо балласта.

Со сменой исторических эпох меняются и происхождение, и размер драгоценного груза. Если для галеонов флота Новой Испании и флота Материка золото, серебро и драгоценные камни, добытые на американских приисках, были основным грузом, то применительно к эпохам Ост-Индских компаний и регулярного пароходного сообщения речь чаще всего идёт уже о перевозимом жалованье для солдат и чиновников, и размеры перевозимых ценностей становятся значительно скромнее. Если, конечно, это не пароход времён золотой лихорадки, идущий с калифорнийских приисков и загруженный понятно чем. Вообще, после прочтения книги возникает понимание, какие же огромные богатства достались Испании в результате колонизации Америки, и как неумело она их использовала.

Широкой публике погибшие корабли любопытны, конечно, теми сказочными богатствами, которые они перевозили. Но это не единственная их ценность и не единственная (хотя, чаще всего, основная) причина, по которой к ним спускаются водолазы. Лежащие на дне морей и океанов корабли разных эпох представляют огромный научный интерес для учёных-историков. Фактически, каждый такой корабль — это нетронутая временная капсула, кладезь ценной информации о людях своего времени и их образе жизни. Сухопутные археологи нередко испытывают трудности с датировкой своих находок из-за перемешивания культурного слоя, вызванного строительством, распашкой, военными действиями — много чем. Подводным археологам эта проблема неизвестна — обычно их находки не были потревожены человеком со дня своей гибели. Если, конечно, на этот манильский галеон или корабль Ост-Индской компании сверху не свалился сбитый японский «Зеро» или потопленная американская субмарина. Но таких случаев, кажется, не было. А вот так, что при поиске одного корабля случайно находили другой, гораздо более старый, случалось неоднократно. Достаточно вспомнить знаменитый по картине Айвазовского «Лефорт», обнаруженный при поиске советской подлодки, погибшей во время Великой Отечественной.

Конечно, более тщательная редакторская правка книге не помешала бы. Например, в двух соседних главах идёт речь о двух галеонах с названием «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон», один из которых затонул в Тихом океане, а другой — в Карибском море. Плавного перехода между двумя главами автор не сделал, и поэтому читателю требуется несколько секунд, чтобы вообще понять, что речь идёт о двух разных кораблях. Что поделать, если галеонов за несколько столетий было построено много, и многие из них назывались одинаково. Однако, этот недостаток настолько незначителен, что повлиять на общее впечатление не может.

В целом у Рагунштейна получилась крепкая, достойная научно-популярная работа. Автор даёт массу интересных сведений, сумев при этом не увязнуть в подробностях; повторюсь, что особенно интересны мне показались главы с общеисторическими справками. Так что, книжка вполне заслуживает внимания, а потраченное на неё время проходит с удовольствием.

Рецензия: Carassius
Последние сообщения на форуме
 
Тема
Автор
Дата
Просмотров
Ответов
Caribbean Legend - Мерзкий божок 19.03.24, 08:11
6297
50
Caribbean Legend - Микро-квесты 19.03.24, 08:05
4294
35
Caribbean Legend - Технические вопросы 19.03.24, 07:57
8348
86
Caribbean Legend - Отзывы и обсуждение 19.03.24, 07:54
7498
63
К:КС-Парусная регата 19.03.24, 00:02
913043
1476
Topic No. 61680546 18.03.24, 20:57
332
2
Корсары ГПК: Реконструкция 1.4.2.5 18.03.24, 19:36
123801
406
К:ГПК 1.3.2АТ - квест "Сопровождение флейта "Орион" 18.03.24, 01:16
631767
639
К:КС-Пиратская Сага 17.03.24, 19:00
8969926
11038
Caribbean Legend - Пиратская Сага 17.03.24, 17:46
4697
35
Реклама
 
Наши Проекты
Форум
Пустошь Мутантов
История Пирата
Новые Горизонты [RUS]
В Контакте



 
Последние статьи
-> Алистер Маклин «Крей...
-> Pirates of the Burni...
-> Сесил Скотт Форестер...
-> Карл Дёниц «Десять л...
-> Эрих Редер «Гросс-ад...
 
Файловый архив

Новые загрузки

-> Модификация "Ne...
-> Ресурсы городов
-> Мод-пак "Корсар...
-> Мод-пак "Корсар...
-> Корсары: Город ...

ТОП 5 загрузок

-> Мод-пак "Корсар... [181747]
-> Патч к игре Кор... [128815]
-> Корсары: Город ... [106496]
-> Патч к игре Кор... [96949]
-> Адд-он Возвраще... [89050]
 
Коллекция аватар
-> Пираты
-> Джек Воробей и К
-> Парусники
-> Морские пейзажи
 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
<< < > >>